Сергей баруздин. рассказы для детей. произведения и биография сказки. рассказы. стихи.

Сергей Баруздин. Рассказы для детей. Произведения и биография

Творчество Сергея Баруздина

  Писатель Сергей Баруздин жил и работал в то время, когда литература была под пристальным наблюдением цензуры. Все выходившие произведения должны были прославлять советскую власть.

Редко кому из писателей удавалось создать произведение не политизированное, а Сергей Баруздин это делал.   Все его творчество озаряет теплый свет человечности и любви к людям.

Обратите внимание

Он не читал морали и проповеди, он показывал и своим творчеством, и своей жизнью, как надо жить, чтобы хорошо было не только себе любимому, а всем людям вокруг. Его называли настоящим другом детей.   За всю свою жизнь Сергей Баруздин написал более 200 книг для детей и взрослых.

Общий тираж его произведений составляет около 100 миллионов экземпляров. Книги выпускались примерно на 70 языках мира. Его творчество высоко оценивали Надежда Крупская и Лев Кассиль, Константин Симонов и Мария Прилежаева.

Сергей Баруздин.Краткая биография

  Он родился в Москве в 1926 году. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда».

Надежда Константиновна Крупская обратила внимание на юное дарование и направила его в литературную студию Дома пионеров.

  Новые знакомства с интересными людьми, занятие любимым делом — жизнь была легка и прекрасна, но все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Через несколько месяцев после этого погиб отец.

Горе и смерть стремительно ворвались в мир фантазий и грез молодого поэта Сергея Баруздина.   Сергею было всего 14 лет, и он рвался на фронт, но туда его по понятным причинам не брали.

Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы, брал Берлин и освобождал Прагу. Был награжден орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы».   После войны поступил в Литературный институт имени М. Горького. Окончив его, был редактором журналов «Пионер» и «Дружба народов». Работал в правлении Союза писателей СССР. Умер Сергей Баруздин 4 марта 1991 года.

Работа Сергея Баруздина в журнал «Дружба народов»

  В 39 лет Баруздин стал редактором не самого популярного издания в Советском Союзе. Журналы, которыми зачитывались, были «Новый мир», «Октябрь», «Знамя». «Дружбу народов» называли «братской могилой братских литератур», и спросом это издание абсолютно не пользовалось.   Но благодаря Сергею Баруздину в нем стали печатать К. Симонова, Ю. Трифонова, В.

Быкова, А. Рыбакова и других не только известных, но и никому еще неведомых авторов. Многие национальные писатели и поэты стали популярны только после публикаций в «Дружбе народов». У Баруздина всегда были проблемы с цензурой, но он умел защищать писателей и отстаивать свою позицию.

Важно

  После выхода журнала всем авторам, которые публиковались в данном номере, он писал письма с благодарностью за работу. Причем размер публикации не имел никакого значения: от романа до небольшой заметки.   Баруздин смог сделать «Дружбу народов» одним из самых любимых и читаемых в Советском Союзе.

Правда, какой бы горькой она ни была, стала одной из особенностей, отличающих журнал. На его страницах отлично сочеталась русская и переводная литература.

Книги Сергея Баруздина

  На становление личности писателя большое влияние оказала война. Он ушел на фронт совсем еще мальчишкой, а пришел солдатом, который многое повидал. Первое время он писал о войне. Это были рассказы, но описывал писатель не ужасы, а забавные истории, которые случались на фронте с ним и его товарищами.

  В 1951 году автор написал книгу, которая является одной из его визитных карточек. Это трилогия о девочке Светлане. В начале книги ей три года, девочка только знакомится с огромным миром, который её окружает. В коротких рассказах описываются случаи из её жизни.

Просто и понятно Баруздин учит читателя важным вещам: ответственности за совершенный поступок, уважению к старшим, оказанию помощи пожилым людям и многому другому.   Спустя почти пятнадцать лет после войны Сергей Баруздин написал автобиографический роман «Повторение пройденного».

Большой временной промежуток охватывает книга: мирное время, годы противостояния и послевоенное время. Баруздин писал о том, как тяжело на войне приходилось вчерашним школьникам и школьницам, и как рано домашние мальчики и девочки становились воинами, защищавшими свою Родину. Правдивость и искренность — вот отличительные черты этой книги.

Сначала она была написана для взрослого читателя, а позднее её переделал для детей Сергей Баруздин.   Стихи и прозу, а также публицистику писал этот автор. У него есть много книг для детей, в которых он знакомит их с историей нашей родины: «Шел по улице солдат» и «Страна, где мы живем».

Также вышли книги о Великой Отечественной войне: «Тоня из Семеновки» и «Её зовут Елка». Были и произведения о животных: «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал». Кроме этого, следует отметить сборник литературных очерков под названием «Люди и книги».  

Творчество Э. Асадова, А. Барто, Л. Воронковой, Л. Кассиля, М. Исаковского и многих других советских писателей и поэтов становится ближе и понятнее после прочтения очерков об их жизни, написанных Сергеем Баруздиным.

Совет

Основные принципы   Ни в коем случае не искажать существующую действительность. Добро должно торжествовать. Не использовать сложных предложений в произведениях — все должно быть написано простым языком, понятным и самому маленькому читателю. Чувство долга, справедливости, интернационализм. Пробуждать в своих читателях самые лучшие и гуманные чувства.

  Многие почитатели творчества Баруздина говорят о том, что его произведения очень добрые и легко читаются. Причем они интересны не только детям, но и взрослым. Одним он напоминает беззаботное детство, другим интересно узнавать о том, как жили их далекие ровесники.

  Стихи и рассказы, повести и романы не только для детей, но и для взрослых писал Сергей Баруздин. Книги этого удивительного писателя интересны и сегодня. Большой интерес у детей вызывают стихотворения. Самые известные из них: «Тик и так», «Кто сегодня учится», «Мой дедушка», «Шаг за шагом», «Бревно» и многие другие.

  Следует отметить, что работы этого Сергея Баруздина интересны и сегодня. Так просто сказать ребенку о главных вещах в жизни, не поучая и морализируя, дано не каждому писателю. Это настоящий дар, и им сполна обладал Сергей Баруздин — писатель, для которого самым главным была ответственность перед подрастающим поколением.

——————————————————— Рассказы Сергея Баруздина для детей. Читаем бесплатно онлайн.  

Читать все рассказы Баруздина.Список произведений
Читать рассказы других авторов

 

Источник: https://skazkibasni.com/sergej-baruzdin

Стихи, сказки, повести и рассказы Баруздина для детей

Баруздин Сергей Алексеевич (1926-1991) родился в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, ему было пятнадцать лет. Он оставил школу и стал подсобным рабочим в одной из московских типографий. Семнадцати лет ушел на фронт.

В девятнадцать Сергей Баруздин вернулся домой с женой и дочкой. В 1958 г. окончил Литературный институт им. А.М. Горького. Баруздин писал для детей и взрослых, в прессе регулярно появлялись его критические статьи и рецензии. В 1966 г. возглавил ж.

“Дружба народов”.

Первые книги Баруздина вышли в 50-е годы. Его роман “Повторение пройденного” (1964) адресован старшему юношеству и взрослым. А начиная с 1950 г. выходят книги Баруздина для детей.

Это стихи о шагающем малыше, о дружбе солнца с небом и дерева с землею, о чистоте детской души (“Почему девочка плакала”), о “живности земной”, о трудном и хорошем, а также о плохом (рассказ “Ничего особенного”).

Баруздин писал и сказки: “Сказки о трамвае”, “Сказка о Лесном царе и пионерском лагере”. Во второй сказке все события показаны такими, какими их увидели ясные глаза детей — двух мальчиков. Фантастическое оказывается своеобразным продолжением обыденного.

Многообразна проблематика повестей и рассказов для детей.

Сергей Баруздин пишет о гибели молодых на войне (“Ее зовут Ёлкой”), о памяти и чести (“Верить и помнить”), о московской весне и делах москвичей, о животных, о море, о настроении и мечтах, о жизни взрослых и детских горестях (“Мама”), обо всем, что важно в жизни и для детей, и для взрослых. Произведения Баруздина всегда эмоциональны, пейзаж в них — будь то море наяву и в мечтах, московская весна или берлинские пригороды в конце войны — не просто фон, а часть бытия человека; диалоги стремительны и точно передают суть событий и характеры персонажей. Сергей Баруздин расширил тематику литературы для детей, так как верил в способность юного читателя понимать и усваивать образный язык. В орбиту внимания писателя попадают самые обыденные вещи и события — и читатель постоянно чувствует заботу автора о прекрасном и добром.

Большое место в творчестве Баруздина для детей занимают рассказы о животных. Читая их, ребенок познает красоту и многообразие мира природы.

Обратите внимание

Для себя лично Сергей Алексеевич не делал различия между детской и “взрослой” литературой. Часто детям – героям его рассказов — приходится учиться понимать, у каких родителей им довелось родиться (“Первое апреля — один день весны”, “Лесной рассказ”).

Читайте также:  Загадка про подсолнух сказки. рассказы. стихи.

Маленькая повесть “Миша и Яша” (1988) посвящена дружбе малыша и щенка, их радостным открытиям мира. Сборник сказок “Чучело гороховое” (1988) разнообразен по тематике, прост и выразителен по языку.

В “Коротких сказках” разговаривают вещи, бегают нарисованные на бумаге деревья, лапти осознают свою привязанность к человеку, концы веревки понимают, что вместе “лучше жить, чем поодиночке”, книжки убегают туда, где их читают.

И.П.

Мотяшов отметил, что книги Сергея Баруздина “несут неповторимость авторской интонации — раздумчивой и доброй, немного грустной, согретой теплом человеческого участия, озаренной светом радости бытия и деяния”. Писатель постоянно был в центре проблем литературы и журналистики, издал книгу о ведущих детских писателях. Его книги несли взрослым и детям гуманные принципы, идеалы добра и нравственности.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/stikhi_skazki_povesti_i_rasskazy_baruzdina_dlja_detej/63-1-0-1608

Сергей Баруздин — Повести и рассказы

— А я знаю. Ты и есть Александры Федоровны внук.

— Откуда знаешь?

— Похож. Ой, до чего ж похож! Правда! А чего ты раньше никогда не приезжал сюда?

Всего что угодно мог ожидать Ленька, но только не этого. Говорили, что он похож на отца. Это верно, пожалуй. Ну, на мать. Может быть. Частично. Но чтобы он, мальчишка, был похож на бабушку! Это невероятно. Ленька даже покраснел.

— А чего, я спрашиваю, не приезжал раньше? — не унималась она.

Почему он не приезжал сюда раньше? Как ей сказать! Может, это и нехорошо, что он никогда не бывал здесь, у бабушки. Но как-то все было просто, и он не приезжал. В пионерские лагеря ездил. На смену и на две. А в прошлом году и на три. А раньше?.. Раньше Ленька в детском саду был. Смешно, наверно? Наверно… С детским садом и ездил за город… Только этого он почти не помнил…

— Бабушка каждый год у нас гостила. Потому и не приезжал, — пробормотал Ленька. А про себя подумал: «Ну и девчонка!..»

Это было в предпредвоенном тридцать девятом, когда Ленька впервые попал в Сережки. Они встретились в магазине сельпо, куда Ленька ходил за солью.

Ее звали Елкой. Иногда ласково — Елочкой. Но так Ленька не решался.

В Москве он был парень как парень, а тут перед ней пасовал. Когда два года назад на спор с крыши трехэтажного дома спрыгнул — не боялся. Ногу сломал, пяточную кость, — терпел.

Прежде в школе (во втором классе, кажется, учился) на перилах катался, упал в пролет лестницы, все зубы вышиб — молчал, не хныкал. А совсем давно, до школы еще, залез в колючую проволоку. Отцу пришлось разрезать ее ножницами, чтобы вынуть Леньку, а он и глазом не повел.

Сжал зубы, а потом даже хвалился. Учителей в школе или старших ребят Ленька никогда не боялся. А тут…

Елка, Елочка, Елка-палка. Смешно, наверно? Наверно…

— А почему тебя так зовут — Елка? — спросил как-то он.

Вообще-то неожиданных имен в те годы было немало. Индустрия, например, Электрификация, Вил, Рабкрин, Сталина, Коллективизация…

Важно

У Леньки в классе даже один Проля был, а полностью — Пролетарская Революция. Когда вырастет, Пролетарская Революция Петрович будет!

Но Елки он никогда не встречал.

— А Сережки — разве не смешно? — выпалила она. — Почему наша деревня Сережками называется? Вот и не знаешь!

Ленька опешил: он не знал.

И откуда ему было знать! Он и название-то «Сережки» вроде не слышал. Знал, что бабушка живет где-то в деревне, что рядом есть речка. Нара называется. А Сережки…

Вот, например, все испанские города и провинции, где шла борьба республиканцев с франкистами — Мадрид, Толедо, Валенсия, Гвадалахара, Астурия, Каталония, — он знал. Всех героев-пограничников, начиная с Карацупы, знал.

И всех стахановцев и летчиков, совершивших дальние беспосадочные перелеты на Дальний Восток и в Америку, не говоря уже о челюскинцах и папанинцах. Не только по фамилии, но и по имени-отчеству. Футболистов «Торпедо», «Спартака» — тоже. Даже там разных иностранных представителей в Лиге Наций.

Все высоты у озера Хасан: Безымянная, Черная, Богомольная, Заозерная, Пулеметная Горка, Междорожная…

Знал, наверно, потому, что любил читать газеты — взрослые, не только «Пионерскую правду».

А что Сережки! Про Сережки в газетах не писали. И бабушке в Сережки ему писем писать не приходилось.

Летом бабушка, верно, иногда гостила у них в Москве, а порой и зимой, к рождеству, а точнее — к Новому году, приезжала!

— Думаешь, из-за березкиных сережек? — продолжала Елка. — Вот и нет, хотя и много у нас берез вокруг. Просто помещик у нас тут жил один, в нашей школе, только до революции это было. Так, говорят, чудаковатый… Всех детей своих Сережками называл. А у него одни мальчишки и нарождались. Шесть детей, и все мальчишки! Вот и повелось — Сережки!.. Так папа мне объяснял. И мама. Вот!

— Интересно! — не выдержал Ленька, в самом деле пораженный неожиданным открытием.

Совет

Но подумал о другом. «Папа», «мама». Это смешно! Елке тринадцать лет, не маленькая уже, а говорит, как маленькая. Ленька никогда бы так не мог сказать: «мама», «папа». Ну, уж лучше: «мам», «пап»… Или «мать», «отец», когда говоришь о родителях с ребятами.

И все же почему она, приземистая, коренастая, не похожая ни на елку, ни на палку (уж скорей Ленька был в ее глазах палкой), зовется Елкой, не понял.

Ленька был почти на голову выше Елки. Но оказалось, что это ничего не значит. Он робел перед ней, краснел, как перед старшей. Куда делась московская самоуверенность? Наверно, потому, что она болтала без умолку? И спорила? И знала больше него? А ведь была одноклассница и, уж если говорить о возрасте, на два месяца моложе Леньки.

— А, Елка? — Она улыбнулась, и ее длинные выгоревшие ресницы зашевелились, как мохнатые гусеницы. — Мама когда-то так назвала. Она русская у меня… Так и повелось — Елка! Все привыкли…

— Почему русская? — не понял Ленька. — А какая же еще?

— Папа у меня эстонец. Только обрусевший, — пояснила Елка. — Хочешь, Анкой зови или Аней. Так тоже можно. Только на самом деле меня Эндой зовут, через «э» оборотное. Это по-русски значит «своя»… Вот!

Леньке казалось, что она обыкновенная деревенская девчонка. Ходит босиком. Лицо с веснушками. Выгоревшие волосы и куцые косы. Даже глаза круглые, большие и, сразу видно, не голубые, не серые, не карие, а выгоревшие, бледные. И полинявшее платьице выше колен, не такое, какие носили городские девчонки. И вдруг… папа — эстонец. Энда — «своя».

— Значит, ты иностранка? — Ленька вовсе удивился.

Живых иностранцев ему видеть не случалось. Если не считать испанцев, да и то детей, которые приходили к ним в школу на пионерский сбор. Их было много в ту пору в Москве. Но испанцы почти не понимали по-русски, а Ленька, как и все ребята, понимал из их слов лишь одно: «Но пасаран! — Они не пройдут!» Это про фашистов, конечно…

— Какая же я иностранка, когда я языка эстонского не знаю и в Эстонии не была! — сказала Елка. — Знаю «тере», и все! «Здравствуйте», значит. Вот…

Елка, Елочка, Анка, Энда, «своя»… Всех этих премудростей Ленька сразу уразуметь не мог. В тринадцать лет да рядом с такой девчонкой — сложно.

— Я буду лучше звать тебя просто Елкой, — пробормотал он. — Ладно?

— А мне-то что! — весело сказала она. — Как удобнее, так и зови. — И тут же добавила: — В кино пойдешь со мной? «Семеро смелых». В клубе вечером крутят…

— Конечно. Почему не пойду!

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/153762-sergey-baruzdin-povesti-i-rasskazy.html

Сергей Баруздин. Подробная биография

Сергей Алексеевич Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве. Его отец, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи.

Не без влияния отца Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Н.К. Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения, она направила юного поэта в литературную студию Московского Дома пионеров.

«Мне было четырнадцать, когда началась война и когда накануне я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать… В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке… На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати-восемнадцатилетние ребята, поняли многое…

» (Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С. 320-321).

После демобилизации работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно в Литературном институте им. М. Горького.

В 1950 издал первый стихотворный сборник для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с А.Г. Алексиным «Флажок»; в 1951 — сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям.

В 1956 издал книгу для малышей «Шаг за шагом». Воспитанию школьников посвящены сборник стихов «Кто сегодня учится» (1955), повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957).

Обратите внимание

Для таланта Баруздина характерны философичность, притчеобразность, риторическое формулирование в стихах для детей главной их мысли.

Читайте также:  Про вову, бычка и солнце рассказ александра баркова сказки. рассказы. стихи.

Беседуя с малышом не только доверительно, но и серьезно, автор стремится пробудить в нем важнейшие гражданские качества — трудолюбие, гуманность, интернационализм, чувство долга и справедливости.

Проза тем более проблемна, сюжеты обнажают остроту конфликтов; стихи и прозу Баруздина объединил в книгу «О разных разностях» (1959).

Адресуясь к маленькому читателю в книгах 1960-х, Баруздин обращается к публицистике: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». В повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма.

В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша и большая, и богатая. Умело и тактично вводит автор маленьких собеседников в сложносплетение трудных житейских проблем: «Большая Светлана.

Маленькие рассказы» (1963), «Валя-Валентин. Стихи» (1964), «Идет снег… Рассказы» (1969).

В книгах Баруздина ребенок постигает многообразную красоту жизни, учится доброте и радости быть добрым. О дружбе народов повествуется в книге «Подарки-путешественники» (1958).

Здесь в повестях «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал» автор ведет с маленьким читателем серьезный разговор о дружбе народов, о человеческой отзывчивости и солидарности.

Важно

В небольшой, но емкой и поучительной повести «Только не завтра», как и в повестях «Первое апреля — один день весны», «Новые Дворики», автор ставит перед школьниками вопросы совести и долга, эгоистического стяжательства и работы на общее благо.

В романе для взрослых «Повторение пройденного» (1964) Баруздин существенно дополнил художественную летопись Великой Отечественной войны.

Автор показывает, как из романтически настроенных, но домашних, не изведавших ударов судьбы мальчиков вырастают мужественные солдаты.

В печати отмечалось и своеобразие композиции романа, действие его и начинается, и завершается в 1961 — в год полета Юрия Гагарина, а между этим обрамлением — годы Великой Отечественной войны, причем каждому году уделена особая глава.

Тема войны развивается и в книгах Баруздина «Ее зовут Елкой», «Повести о женщинах» (1967). Образ женщины на войне — такова тема этой книги.

В ней рассказывается о девочке-подростке, которая в начале войны участвовала в боях под Наро-Фоминском и героически погибла при выполнении боевого задания. В повести «Тася», названной по имени ее героини, обрисован путь женщины, которая была ранена, потеряла ребенка, но героически прошла всю войну.

В повести «Верить и помнить» героиня — труженица тыла в годы войны, участница героического послевоенного восстановления народного хозяйства.

Баруздин выступал как историк литературы. Много интересных статей посвятил творчеству Э. Асадова, А. Барто, Л. Воронковой, А. Вергелиса, М. Исаковского, К. Калчева, В. Катаева, А. Кешокова и др. писателей. В книге «Заметки о детской литературе» собраны статьи более чем о 60 писателях.

В 1978 издана книга «Люди и книги» (переиздана в 1982). Потребовала переиздания и вышедшая в 1985 книга Баруздин «Писатель. Жизнь.

Совет

Литература»; расширенное переиздание вышло в 1990 — здесь представлены портреты М. Карима, О. Гончара, Н. Грибачева, Г. Гулиа, М. Дудина, М. Бажана, С. Орлова, Т. Пулатова, А. Югова и многие другие.

Постижение душевной сущности того или иного художника для Баруздина — ключ к его творчеству, суждения автора книги здесь особенно ценны и интересны.

За четверть века работы в литературе тираж книг Баруздина составил более 30 млн. экземпляров, они были изданы более чем на 50 языков народов мира. Писатель занимался также переводами, переводил стихи и прозу — произведения А. Арипова, Ш. Бейшеналиева, Г. Бойко, Г. Виеру, Ш. Рашидова, Г. Юшкова.

В 1953-1955 работал в редакции журнала «Пионер»; затем редакторская работа была продолжена в журнале «Дружба народов», где на посту главного редактора Баруздин много сделал для публикации на русском языке лучших произведений писателей народов СССР. Активно работал также в руководстве СП СССР, в его правлении.

Сергей Баруздин умер 4 марта 1991 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Биография

Произведения

  • Какое оно, море?
  • Лось в театре
  • Улитка

Критика

Ключевые слова: Сергей Баруздин, биография Сергея Баруздина, скачать биографию Сергея Баруздина, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Сергея Баруздина, детские писатели

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170717-biografiya-sergeya-baruzdina

С. Баруздин. Человеки

Учебные задачи:

• учить слушать и слышать рассказы о сверстниках;

• формировать представление о жанре «рассказ»;

• учить высказывать свое отношение к поступкам героев;

• учить рассказывать по плану.

Учебные умения:

• высказывать свое отношение к произведению и героям произведения;

• составлять план под руководством учителя и рассказывать по плану;

• правильно называть произведение, указывая автора и заголовок (Баруздин. «Человеки»).

Учебный материал: С. Баруздин. «Человеки».

С. Баруздин

Человеки

Мать собралась топить печь.

— А ну-ка, Человеки, быстро за дровами! — сказал отец. — И лучинки не забудьте прихватить. Для растопки.

— Знаем! Сами стругали! — сказали Человеки.

Сорвались Человеки с места, побежали в сарай.

Когда у вас четыре руки и четыре ноги, любое дело быстро делается.

Минуты не прошло, как Человеки в избу вернулись, две охапки дров принесли и лучину.

— Вот и хорошо, — сказала мать. — Скоро, Человеки, ужинать будем.

Пока то да се, сели Человеки радио слушать. А ведь у них не только четыре руки и четыре ноги. Еще четыре уха.

И еще два курносых носа, четыре серых глаза, два рта, а на двух круглых, как подсолнухи в поле, мордахах много-много веснушек. Только веснушек никто у них не считал…

В общем, все у Человеков было поровну, и лет — всего четырнадцать: по семь — на брата!

Все, да не все! Фамилия у Человеков одна: Прохоровы. Ее никак поровну не разделишь.

— Человеки! — звал их отец.

И мать звала их:

— Человеки!

Но все-таки дома как-то разбирались, кто из них кто. Кто Ваня, а кто — Саня.

Зато в деревне никто не разбирался.

— Как жизнь, Ваня? — спросят.

— Жизнь ничего! Только я не Ваня, а Саня, — отвечает Саня.

— Здравствуй, Саня! Как дела идут? — поинтересуются.

— Дела идут! Но я Ваня, а не Саня, — скажет Ваня. Надоело людям путаться, впросак попадать.

Стали говорить проще:

— Привет!

— Как жизнь, ребятки?

— Что нового, подрастающее поколение?

— Здравия желаю, Вани-Сани!

Человеки поделились пополам1

Явились Человеки в школу. Сели на одну парту. Все ребята в школьной форме друг на дружку похожи, а Человеки совсем одинаковые.

— Как я вас различать буду? — спросила учительница.

— Очень просто, — сказали Человеки. — Вот он — Ваня! А вот — Саня!

— Пожалуй, верно, — согласилась учительница. — Я уже запомнила.

Первые дни все шло хорошо. Человеки сказки слушали, картинки рисовали.

Через неделю взялись за более серьезное — палочки, крючки, кружочки, хвостики.

— У тебя, Ваня, — сказала учительница, — не очень ровно получается.

— Я не Ваня, а Саня, — пояснил Саня.

— Прости, пожалуйста. А я думала…

На другом уроке опять учительница подходит:

— Ты что ж это, Саня, кляксу посадил! И пальцы у тебя все в чернилах.

— У меня нет кляксы, — вскочил Саня. — Это у него, у Вани.

— Прости, пожалуйста. А я думала…

И на следующий день так. И еще через день.

— Придется, Прохоровы, поделить вас пополам, — сказала учительница. — Пусть Ваня сядет в этот ряд, к окну, а Саня вот сюда.

1 Предлагается для дополнительного чтения (по выбору учителя).

Поделились Человеки пополам. Ваня в одном ряду теперь сидит, а Саня — в другом. Учительница довольна. Не путает Ваню с Саней. Да это теперь и неважно. Саня палочки ровно пишет. А Ваня кляксы уже не сажает.

Красные уши

Пошли Человеки играть в футбол.

Обратите внимание

Ваня — команда. И Саня — команда. Каждый — и вратарь, и защитник, и нападающий, и даже судья.

Два часа играли. Голов забили видимо-невидимо.

Но вот мяч полетел к соседке Дарье Павловне. Прямо в окно.

Зазвенело, вылетело стекло. За ним и Дарья Павловна выбежала на улицу:

— Кто из вас окно разбил?

Молчали Человеки.

— Это не я! Это он! — наконец сказал Ваня.

Тут уже Саня не выдержал:

— Вовсе и не я, а он!

— Кто из вас он, а кто не он, не поймешь! — бушевала Дарья Павловна. — И надо ж такими одинаковыми уродиться!

А Человекам только этого и надо было. Побежали они домой.

Вечером пришел с работы отец:

— Кто из вас окно разбил у Дарьи Павловны?

И откуда только он узнал?!

Человеки заскучали.

— Так кто? — повторил отец. Показал на Ваню: — Вижу, ты!

— Почему я? — возмутился Ваня.

— Потому что у тебя уши покраснели, — сказал отец.

— У него тоже красные, — не согласился Ваня. Посмотри, папа, внимательно.

А у Сани, и верно, тоже уши покраснели.

— Ну ладно, Человеки, — сказал отец. — Спорить не буду! Наказывать тоже! А вот стекло взамен разбитого пошли-ка вставлять вместе!

Читайте также:  Кошкин городок (новогодняя сказка ) сказка л. петрушевской сказки. рассказы. стихи.

Ничего не поделаешь. Пошли.

Отец стекло Дарье Павловне вставил, а Человеки замазкой стекло замазали. Получилось! Не хуже старого, разбитого!

Дарья Павловна хлопотала вокруг и все радовалась:

— Вот уж спасибо вам, родные! Не оставили в беде — выручили! Премного вам благодарна!

Дубки1

Ни одного дубка в деревне, где жили Человеки, не было. И в лесах окрестных редко когда дуб встретишь. Березы были, сосны, ели, ясени, липы, осины, вербы, ивы — пожалуйста! А дубки! Раз- два — и обчелся!

Но все-таки деревня называлась Дубками.

Дубки стояли в стороне от шоссейки. С большой дороги в деревню по проселку надо добираться.

Человеки часто бегали на шоссейку. Стояли — смотрели на большую жизнь.

Бегут машины по асфальту в разные стороны — и влево и вправо. И машины разные, грузовые всех марок — с прицепами и без прицепов. Легковые всех марок и даже такси. Много машин. Интересно!

Иногда машины останавливались.

— На Дубки как проехать? — спрашивали шоферы.

— Сюда сворачивайте! Сюда! — объясняли Человеки.

Так не раз было.

— А как же, когда нас тут нет? — спросил Саня.

— Что — как? — спросил Ваня.

— Как они в Дубки проезжают? Спрашивают у кого?

— Верно, — наконец понял Ваня. — А правда, у кого?

Пока Человеки от шоссейки до дома дошли — придумали. Кусок фанеры достали, палку приготовили, гвоздь раздобыли. На фанере красным карандашом написали большие буквы:

ДУПКИ СУДА

Вернулись к шоссейке, поставили указатель:

— Здорово!

На следующий день пришли к своему указателю, видят: кто-то чернильным карандашом буквы исправил.

«Дубки сюда» — получилось.

А еще через неделю пришли Человеки к большой дороге — нет их указателя.

Вместо самодельного настоящий стоит — большой голубой столб, на нем голубая таблица и белые крупные буквы:

ДЕРЕВНЯ ДУБКИ, 2 КМ

1 Предлагается для дополнительного чтения (по выбору учителя).

Петрушка

— Вы сегодня петрушку на огороде не рвали? — спросила мать.

— Петрушку?

Важно

Удивились Человеки. Морковь они не раз рвали. Это верно. Вкусна свежая морковка! Лук зеленый рвали. С солью да черным хлебом — одно объедение! А петрушка? Она только для супа годится, а так кто ее есть станет!

— Не рвали, — сказали Человеки.

На следующий день опять про петрушку разговор зашел.

— Вы петрушку на огороде и сегодня не рвали? — спросила мать.

— Не рвали.

И так три дня подряд.

Наконец отец не выдержал.

— Пойду, — говорит, — проверю, кто нашей петрушкой балуется.

Взял карманный фонарик, пошел на огород. Долго отца не было. Мать успела Человеков в постель загнать, в комнате прибрать, печь вычистить.

— А папа чего не идет? — робко спросили Человеки из своего закутка.

— И верно, долго чего-то, — согласилась мать.

Только сказала, как отец входит.

— Что это? — вскрикнула мать.

— Что? Что это у тебя? — Человеки с постели повскакали.

— Вот она, ваша петрушка!

В одной руке отец держал за уши большую серовато-бурую зайчиху, в другой — крохотного зайчонка.

— Беда, — сказал отец. — Зайчиха-то слепая. Видно, и на огород забрела сослепу, родила сынишку, а уйти назад не смогла…

— А сынишка? — завопили Человеки.

— Этот зрячий, — сказал отец. — Боевой парень, хоть и три дня ему от роду, не больше. Еле поймал!

Пустил отец зайчиху и зайчишку на пол.

Зайчиха фыркнула носом, посмотрела незрячими глазами и, оттолкнувшись задними ногами, побрела под стол. Ударилась носом в ножку — и в сторону к печке. У печки замерла — дрожит.

А зайчишка посмотрел на необычную обстановку, перепугался и быстро-быстро под лавку забился. Сидит — тоже дрожит.

— Никак не пойму, — сказала мать, — при чем тут петрушка? Ну, капусту они ели бы — понимаю, морковь…

— Петрушка — самое их любимое лакомство! — объяснил отец. — Может, из-за этой петрушки они и попались.

С этого дня так и поселились новые жильцы в доме Прохоровых. Слепая зайчиха охотно ела, пила, даже по комнате изредка передвигалась, но всего пугалась и к зайчонку не подходила. И он не подходил к матери.

Зато, когда появлялись Человеки, зайчонок сам бежал к ним, охотно давался в руки, барабанил передними лапами и издавал какие-то звуки, вроде хриплого ворчанья.

— Ешь, ешь! — говорили Человеки и совали ему в рот молочную бутылку с соской на конце. — Ешь, Петрушка! Лопай, Петрушечка!

Петрушка и по сей день живет у Человеков. Петрушка, кажется, доволен. Человеки тоже довольны.

Источник: https://scribble.su/school-literature/literary-reading-1-grade/32.html

Список «осенних» книг — рассказы, сказки и стихи для детей

Я начала подбирать нашу «осеннюю» коллекцию рассказов, сказок и стихов, так что, спешу подлиться! Осенью, сама природа нам диктует собрать больше книг для домашних посиделок.

Вспомните, как приятно осенним вечером закутаться в теплый плед и устроиться на диванчике с вкусным чаем и интересной книгой, когда на улице дует ветер и моросит дождь (банально, но очень приятно)! Многие книги из этого списка, уже красуются на полках и активно читаются.

Некоторые экземпляры, я заказала в интернет- магазинах и жду «книжного» пополнения, что-то «на пробу» распечатала на цветном принтере, а некоторые произведения, еще в процессе моего исследования — прочтения и прослушивания аудио-вариантов.

Все эти рассказы, сказки и стихи рассчитаны на разный возраст:
— примерно от 2-х лет, до периода младших классов школы.

Конечно же, не все книги будут освоены нами за 1 сезон, многое, я собираю «на вырост».

книги-картинки для рассматривания, составления рассказов и пополнения словарного запаса, развития внимания и логики;
добрые сказки и поучительные притчи о ежиках/белочка/медвежатах/котятах и желудях;
рассказы и иллюстрации к ним, в которых описывается изменения природы осенью, жизнь животных , птиц и насекомых, погодные явления;
сказки, по которым сняты известные и любимые многими мультфильмы,
стихи — самые коротенькие и простые для детей,
стихи классиков, раскрывающие все богатство языка, дающие эмоциональную окраску этому времени года и т.д.;
рассказы известных авторов и заметки писателей-натуралистов,
книги, которые полностью содержат осеннюю тематику или отрывки про осень, а в некоторых, кстати, о том, что события происходят в осенний период, можно узнать только по иллюстрациям;
рассказы, стихи и сказки о месяцах осени и событиях, происходящих от ранней осени до подготовки к зиме,
— а также, книжки-картонки, книжки с окошками, с красочными иллюстрациями лучших художников и т.д.
То есть, будет, что почитать вместе с ребенком, разглядывать и во что поиграть, и чем, дополнить какое-нибудь тематическое занятие и активно пополнять словарный запас.
№ 1. В. Сутеев «Яблоко», «Дядя Миша».
Можно купить в сборниках или отдельные книги, кстати, на мой взгляд — это удобнее для ребенка. По этим сказкам есть одноименные мультфильмы.

№ 2. Н. Чарушина-Капустина «Лесная сказка»

№ 3. Зденек Милер «Кротик и варенье» (из серии известных рассказов и мультфильмов, про приключения кротика).

№ 4. А.Н. Толстой — русская народная сказка «Мужик и медведь»

№ 5. Лори Фроб «Жёлудь и дуб»

№ 6. Сюзанна Ротраут Бернер «Осенняя книга» (ну как же без этой серии «сезонных книг»)

+ «Осенняя раскраска» — в добавление к книге.

№ 7. Ульф Старк «Ежик покидает дом» (продается в Икеа)

№ 10. Рэма Петрушанская «Пир грибов»

№ 11. Андрей Усачев «Жили-были ежики»

№ 12. Тамара Крюкова «Сказки дремучего леса», «Крошка ежик» (здесь о подготовке к зиме)

№ 13. » Три поросенка» — английская сказка

№ 14. Э.Ю. Шим «Тяжкий труд», «Всем вам крышка» , «Молчком-то лучше» (о подготовке к зиме).

№ 15. Татьяна Александрова «Кузька в лесу. Осенний праздник».

№ 16. В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

№ 17. Е. Чарушин «Шутки»

№ 18. Лобел Арнольд «Квак и Жаб круглый год»

№ 19. Полина Орлова «Сказка о маленьком желуде»

№ 20. Сборник стихов и рассказов «Листик на паутинке»

№ 21. Юрье Женевьева » Пируэтта и хитрый лис» (из моей любимой серии рассказов и мультфильмов «Жили-были кролики»).

№ 22. Николай Грибачев «Рыжие листья»

№ 23. «Первые книги малыша. Учим первые слова» — наша любимая серия.

Вот здесь,по ссылкам, я выкладывала эти книги:

№ 24. Елена Екимова «Мяу-мяу, просим вас, не пройдете мимо нас…» (стихи)

№ 26. А.Усачев «Лето спать ложиться» (стихи)

№ 27.Н.И. Сладков

— «Осень в лесу»,
— «Осень на пороге»,
— «Лесные тайнички»
Осень на пороге, На великом пути, Паучок, Время, Птицы, Белкин мухомор, Крылатая тень, Сова, которую позабыли, Хитрый одуванчик, Друзья-товарищи, Лесные шорохи),
Швейня, Страшный невидимка, Фазаний букет, Деревья скрипят, Тайна скворечника, Старый знакомый, Сорочий поезд, Осенняя ёлочка, Упрямый зяблик, Лесные шорохи, Волшебная полочка),
Почему ноябрь пегий? Курорт «Сосулька», Пороша, Трясогузкины письма, Отчаянный заяц, Синичий запас, Скворцы прилетели, Лесные шорохи).
№ 28. В.Бианки— «Синичкин календарь» ( отрывки «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»),- «Осень»,-«Анюткина улитка»

№ 29. Сергей Козлов «Осенние корабли» (есть одноименный мультфильм о приключениях ежика и его друга медвежонка).

№ 30. Большая поэзия для маленьких детей «Осенние стихи»

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/igraem/3154769

Ссылка на основную публикацию