Анатолий алексин. рассказы для детей. произведения и биография сказки. рассказы. стихи.

Алексин Анатолий Георгиевич

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман; род. 3 августа 1924, Москва) — русский прозаик, драматург.

До войны в пионерской печати публиковал стихотворения. В 1950 окончил Московский институт востоковедения. Первый сборник повестей «Тридцать один день» (1950). Секретарь Союза писателей РСФСР (1970–1989), член редколлегии журнала «Юность».

С 1993 живёт в Израиле.

Награды и звания

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1982).

Премия Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма «Право быть ребенком»), Государственная премия РСФСР (1974, за пьесы, поставленные Центральным детским театром), Государственная премия СССР (1978, за повести «Действующие лица и исполнители», «Позавчера и послезавтра», «Третий в пятом ряду», «„Безумная Евдокия“»).

Библиография

Повести

  • Раздел имущества
  • Записки Эльвиры (1956)
  • Саша и Шура (1956)
  • Необычайные похождения Севы Котлова (1958)
  • Говорит седьмой этаж (1959)
  • Коля пишет Оле, Оля пишет Коле (1965)
  • А тем временем где-то (1967)
  • Мой брат играет на кларнете (1968)
  • Поздний ребенок (1968)
  • В стране вечных каникул (1970)
  • Звоните и приезжайте! (Про нашу семью) (1970)
  • Действующие лица и исполнители (1972)
  • Позавчера и послезавтра (Чехарда) (1974)
  • Третий в пятом ряду (1975)
  • Безумная Евдокия (1976)
  • В тылу как в тылу (1976)
  • Сердечная недостаточность (1979)
  • Дневник жениха (1980)
  • Домашний совет (1980)
  • Ивашов (1980)
  • Здоровые и больные (1982)
  • Поздний ребенок (1983)
  • Запомни его лицо (1985)
  • Сигнальщики и горнисты (1985)
  • Дым без огня (1985)
  • Дима, Тима и так далее (И Екатерина Ильинична…)(1986)
  • Добрый гений (1987)
  • Игрушка (Ночной обыск) (1989)
  • Диагноз (1996)
  • Смешилка (1996)
  • Если бы их было двое… (1997)
  • Не родись красивой… (1999)
  • Плоды воспитания (1999)
  • Виссарион (2000)
  • Смешилка – это я! (2006)
  • Обгон (2007)
  • Шаги (2007)
  • Ты еще помнишь? (2007)

Детские остросюжетные

  • Очень страшная история (1969)
  • Покойник оживает и начинает действовать (Вторая очень страшная история) (1992)

Романы

  • Сага о Певзнерах (1994)
  • Смертный грех (1995)
  • Не родись красивой или Последний тост (1999)

Пьесы

  • Мой брат играет на кларнете (1968)
  • В Стране Вечных Каникул (1970)
  • Обратный адрес (1971)
  • Звоните и приезжайте!.. (1972)
  • Десятиклассники (1972)
  • Молодая гвардия (1973)
  • Поздний ребенок (радиоспектакль) (1974)
  • Не больно? (1975)
  • Пойдем в кино? (1977)
  • Самая страшная история (1978)
  • Поздний ребенок (1982)
  • Сигнальщики и Горнисты (1986)
  • Книга жалоб и восхищений (1998)

Рассказы

  • За горами Гималаями (1950)
  • Кружок требует (1950)
  • Маленькая Лайма (1951)
  • Два портрета (1951)
  • Светлая дорога (1951)
  • Два подарка (1952)
  • Идут дожди (1952)
  • Близкий город (1953)
  • После дождя (1954)
  • Неправда (1954)
  • Новый адрес (1954)
  • Важный звонок (1954)
  • Мимозы (1955)
  • На Камчатке (1955)
  • Про Маринку (Про сестренку)(1956)
  • Счастливая жена (1955)
  • Письмо бывшему другу (1955)
  • Первый день (1955)
  • Все, как один! (1956)
  • Два почерка (1957)
  • Письма и телеграммы (1957)
  • Мама уехала (1957)
  • Главный жилец (1957)
  • В полночь (1957)
  • В зимний вечер (1958)
  • Поезд приходит в полночь (1959)
  • Валерик проходит литературу (1960)
  • Три мушкетёра в одном купе (1960)
  • Бабочка (1960)
  • Вам письмо (1961)
  • Валерик задает вопросы (1961)
  • Любовная записка (1961)
  • Я его узнала (1961)
  • Бумажный кораблик (1961)
  • Солнечный рисунок (1962)
  • При всём при том (1962)
  • Мой старший брат (1962)
  • Почта. Телеграф. Телефон (Ты меня слышишь?) (1964)
  • Подумаешь, птицы!.. (1964)
  • Я ничего не сказал (1966)
  • Ночь перед свадьбой (1966)
  • Самый счастливый день (1969)
  • Не моё дело (1969)
  • Дальний родственник (1969)
  • Двадцать девятое февраля (1970)
  • Как ваше здоровье? (1970)
  • Яблоня во дворе (Егоров) (1972)
  • За что любят? (Взрослый вечер) — (1972)
  • Домашнее сочинение (1972)
  • Сестра (1973)
  • Актриса (1985)
  • Юлька (1993)
  • Фека (1993)
  • Заброшенный памятник (Иероглифы) (1993)
  • Гарант (Дело было в Тель-Авиве) (1993)
  • Холостяк» (Белый яд) (1994)
  • Прости меня… (1994)
  • Смех сквозь слёзы или слёзы сквозь смех (1994)
  • Скрипач под землей (1994)
  • Мертвое море (1995)
  • Рентген (Диагноз) (1996)
  • Никто не хотел умирать…(1996)
  • Счастливые часов не наблюдают… (1996)
  • Отец и дети (1996)
  • Виктория (1997)
  • О’ кей! (1997)
  • Сволочи (1998)
  • А подать сюда Кабачковского! (1998)
  • Игрун (1998)
  • Эпидемия (1998)
  • Страдания молодого Виктора (1999)
  • Сходи на дорожку… (1999)
  • Чужой человек (1999)
  • Торт «Кутузов (1999)
  • Избавление (1999)
  • Гриша, вернись! (2000)
  • Советник по безопасности (2001)
  • Нож в спину (Непослушная девчонка) (2001)
  • Лимузин тронулся… (2002)
  • Автоответчик. Из дневника матери (2002)
  • Амплуа (2002)
  • Не в прямом эфире… (2003)
  • В вихре бала (Средь шумного бала) (2003)
  • Чёртово колесо (2004)
  • Откровение свахи (2007)
  • Охранник (2007)
  • Смотри мне в глаза (2008)

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/aleksin_anatolijj/

Анатолий Алексин — Рассказы

Королевское имя Виктория ее происхождению полностью соответствовало: она была королевским пуделем. Но на улице ее величество превращалось в телохранительницу. Я ее прогуливала, а она меня охраняла. Тем более, что уличные приставания однообразно начинались с Виктории: «Какой породы ваша собака?», «А как вашу собаку зовут?».

Виктория начинала рычать. Избавляя меня от необходимости делать это самой.

Я лишь предупреждала:

— Еще слово — и она разорвет вас на части!

Приставалы не так сильно терзались своими желаниями, чтобы пойти на буквальное растерзание… Виктория являла собой телохранительницу еще и потому, что именно на тело мужские взгляды и посягали. Я же всегда хотела, чтобы фигуру видели во мне, а не только в моей фигуре. Пустопорожними заигрываниями я была сыта — и на улице, и в своей личной судьбе.

Одна из двух моих комнат принадлежала Виктории. Там расположилось ее королевское ложе. А мой одинокий диван находился в соседней комнате.

Ложе Виктории выглядело раздольным, так как она была значительной не по одному лишь происхождению своему, но также и по своим размерам.

Обратите внимание

Мама моя обитала на той же лестничной площадке, но в другой, однокомнатной квартире: чтобы не мешать мне «строить личную жизнь». На должность архитектора моей жизни она не претендовала. Но время от времени информировала:

— В нашем доме удивительно прочные стены: я совершенно не слышу, что у тебя происходит.

Слышать-то было нечего! Так что зря она меня успокаивала. Из романсов, которые мама знала, в моем присутствии она чаще всего напевала «А годы проходят, все лучшие годы…». Из народных премудростей же мама выбрала поговорку: «Не родись красивой, а родись счастливой».

— Какой родилась, такой и родилась! — как-то ответила я. — Ты ведь рожала…

— Тебе даровано и то и другое. Но одним из даров ты почему-то пренебрегаешь!

Виктория же и дома ревниво следила за моей невинностью. Маму это решительно не устраивало. Расставшись с отцом и рано отказавшись от своей женской доли, она целиком сосредоточилась на моей.

Поравнявшись с нами, он погладил Викторию как-то так, что она улыбнулась. Она умела улыбаться, хмуриться и даже кокетничать.

— Я могу помочь вашей собаке, — сказал он. — У нее чуть-чуть повреждена задняя левая нога. — Он назвал лапу ногой. — Думаю, врожденный дефект.

— Как вы заметили?

Фраза его была необычной — и я необычно отреагировала.

— Замечать подобное — это моя обязанность.

— Обязанность?

— Поскольку я ветеринар.

Он так притронулся к бывшей лапе, ставшей ногой, будто с Викторией поздоровался. А она, вместо того чтобы оборонять меня и себя, стала кокетничать: ушами, хвостом. Столько лет отвергала уличные знакомства — и вдруг… Тогда и я активней вступила в общение:

— Нам не рекомендовали оперировать ее лапу. То есть, простите, ногу. Это ей не мешает.

— Смотря в чем! Получить Золотую медаль помешает.

— Зачем ей медаль?

— Каждый должен получить то, что ему положено. Дарованиями и природой…

— Ей, значит, положено?

Он погладил Викторию по голове, задержавшись в том месте, на которое напрашивалась корона. Слегка почесал ее за породистым ухом. Странно, но я в тот миг позавидовала собаке. Что за магия была в его ласке, если она передалась мне на расстоянии?

Читайте также:  Счастливые кошки сказка людмилы петрушевской сказки. рассказы. стихи.

Потом он заглянул ей в лицо, которое я уже и мысленно-то не посмела бы обозвать «мордой».

— Мне, ветеринару, не встречались еще, кажется, столь аристократические достоинства.

Я обратила к нему свой взор: мне показалось, что слова о тех, еще не встреченных им, достоинствах относились и ко мне тоже.

— Собака никогда не посмеет хоть в чем-нибудь — по своей воле! — превзойти хозяйку. — Он не сказал «хозяина». — Она лишь стремится быть на нее похожей.

Важно

Стало быть, аристократические качества он узрел и во мне? Если она была на меня похожа… Первая догадка моя как бы исподволь подтверждалась.

— Оттого, что хозяйку она превзойти не в силах, собака испытывает безграничную гордость. Какую человек не проявит! Ибо ей незнакома зависть.

Слово «собака» он употреблял в единственном числе и как бы с буквы заглавной: оно стало для него символом.

— Собака, давно уж известно, олицетворяет собою верность. На предательство она, в отличие от людей, не способна.

Сравнения собаки с людьми для него, похоже, всегда были в пользу собаки. Судя по интонации, предательство он презирал. Чужое, как все, или свое тоже? Мне хотелось, чтобы коварства, из-за коих иллюзии мои не раз разлетались в мелкие дребезги, были ему чужды. Как собаке, превратившейся для него в символ.

— Вы разговариваете с ней, послышалось мне, по-английски?

— Вам не послышалось.

— А почему не по-русски?

— Ну, как объяснить… Во-первых, именем ее обладали английские королевы. А во-вторых, это дает нам с Викторией возможность секретничать.

— Виктория?.. Я издали разобрал. Хорошо, если имя не противоречит облику его обладателя. Когда слышишь, к примеру, Екатерина, хочется добавить — великая или хотя бы: значительная, незаурядная. Если же это как-то не добавляется, ощущаешь неудобство. Вы замечали? Но ваша Виктория — прирожденная победительница. Полностью соответствует имени и вообще…

Он хотел сказать «и хозяйке», а по скромности сказал — «и вообще». Так мне подумалось.

— Английский — это ваша профессия?

Как он сумел угадать?

— Я — переводчица.

— В какой-нибудь фирме?

— Нет, перевожу я литературу. — И уточнила: — Предпочтительно классическую…

Мне хотелось повыгодней выглядеть. Затем, внезапно для себя самой, сообщила:

— Поэтому я почти всегда дома.

Чтобы фраза не выглядела обнаженной и беззащитной, я вдогонку дополнила:

— Английскую классику боготворю уже больше четверти века. Почти с рождения… — Попутно и невзначай я обозначила возраст. Это тоже показалось мне выгодным, ибо он был лет на пятнадцать старше. — Вот и Викторию иностранному языку обучаю.

— Такое имя обязывает. И ей будет принадлежать победа. А в результате, Золотая медаль! Но сначала я устраню врожденный дефект.

— Она привыкла к нему.

— К дефектам и бедам нельзя привыкать. — Словно бы он догадался, что я с неудачами и дефектами жизни своей смирилась. — Вы не возражаете, если я запишу номер вашего телефона?

«Так вот для чего он все-таки… завел разговор! Может, рано смиряться?» — возбужденно подумала я. Банальные притязания, которые травмировали не ногу, а душу, тоже были ему чужды.

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-su-classics/186502-anatoliy-aleksin-rasskazy.html

Писатель Анатолий Алексин: биография, творчество :

Анатолий Алексин – представитель так называемой юношеской прозы. Его произведениями зачитывались советские школьники. Современные дети, к сожалению, читают не так много. А потому и рассказы «Страшная история», «Поздний ребенок», «Я ничего не сказал» известны далеко не каждому из них.

Но стоит сказать, что эти произведения, несмотря на излишний пафос, способны привить юному читателю лучшие человеческие качества. А потому каждый ребенок или подросток должен прочитать хотя бы два-три произведения из тех, которые создал Анатолий Алексин.

Творчество и биография писателя – тема статьи.

Происхождение

Алексин Анатолий Георгиевич родился в 1924 году в Москве. Настоящая фамилия писателя – Губерман. Он родился в семье активного участника гражданской войны.

Губерман-старший принадлежал к первому поколению коммунистов, среди которых большая часть в конце тридцатых годов прошлого века была репрессирована. Не избежал печальной участи и отец будущего прозаика.

В 1937 году Георгий Губерман был арестован. Впрочем, спустя два года его освободили.

Отец писателя полтора года провел в камере смертника. Об этом времени Алексин напишет много лет спустя в эмиграции, будучи всемирно известным прозаиком.

Быть может, если бы дело Губермана не пересмотрели, а его самого не освободили в 1939 году, сын его не написал бы такое количество замечательных произведений о детях и для детей.

Ведь отпрыски «врагов народа» не имели права не только публиковать свои сочинения, но и получать образование, иметь достойную работу.

Мать писателя была по образованию актрисой, однако в театре работала недолго. В 1937 году в связи с арестом мужа была уволена, больше на сцену не вернулась. Георгий Губерман несколько лет проработал в редакции одной из томских газет. В годы войны был комиссаром батальона.

Эвакуация

Годы войны провел в эвакуации Анатолий Алексин. Книги его отчасти автобиографичны. Достаточно вспомнить повесть «В тылу как в тылу».

Герой этого произведения – школьник, который в условиях военного положения вынужден повзрослеть раньше времени. Алексину в 1941 году исполнилось семнадцать.

Во время войны он работал на уральской стройке, сочинял стихи и небольшие заметки для местной газеты.

Совет

Анатолий Алексин, биография которого сложилась весьма удачно, сменил фамилию. Публиковать произведения он стал под псевдонимом. Фамилия Губермана в советской прозе не прижилась бы.

Но порой у взрослого читателя, того, кто много лет назад зачитывался рассказами Алексина, опубликованными в журнале «Юность», возникает вопрос, почему автор «В тылу как в тылу» и многих других проникновенных рассказов не попал на фронт.

У Алексина не было «белого билета», как не было его у Юлии Друниной, Василя Быкова, Бориса Васильева. Но, в отличие от своих коллег, Алексин знал о войне лишь понаслышке.

После войны

Алексин поступает в институт востоковедения, заканчивает индийское отделение. В этот период своей биографии он продолжает писать стихи. Но его поэтические произведения посвящены не экзотическим восточным странам, а реалиям советского общества, в котором, как известно, кроме труда и мечты, не было ничего.

На последних курсах герой нашего повествования активно посещает литературные вечера. Молодые писатели и поэты читают свои произведения, делятся впечатлениями, критикуют друг друга. Однажды собрание литераторов посещает Самуил Маршак.

Со знакомства Алексина с советским писателем и начался его творческий путь. Самуил Маршак прослушал небольшое стихотворение молодого поэта и остался недоволен этим опусом, о чем не преминул сказать.

Но дело в том, что студент института востоковедения одновременно с сочинением восторженных стихотворений писал рассказы, что называется, в стол. К моменту встречи с Маршаком у Алексина накопился не одни десяток произведений малой прозы.

В тот знаменательный вечер одно из этих сочинений Алексин взял с собой и после гневной рецензии автора «Двенадцати месяцев» решил взять реванш и зачитать его.

Рассказ Маршаку понравился. Более того, его одобрил сам Паустовский, неожиданно оказавшийся на литературном вечере. Впоследствии писатель определил молодого Алексина как автора «юношеской прозы».

Начало творчества

В пятидесятые годы прошлого века писатель создавал книги преимущественно для детей младшего возраста. Среди этих произведений «Саша и Шура» – рассказ, изданный в 1956 году. К раннему периоду творчества также относятся такие произведения, как «Светлая дорога», «Маленькая Лайма», «Два портрета», «Близкий город», «Неправда».

Юношеская проза

Анатолий Алексин, рассказы которого в конце пятидесятых прошлого века были уже чрезвычайно популярны у юных читателей, решил не ограничиваться написанием книг для детей младшего возраста.

В 1966 году писатель начал новый этап литературной деятельности. Стал писать преимущественно для подростков Анатолий Алексин.

Обратите внимание

Книги, изданные в конце шестидесятых, – «Поздний ребенок», «Мой брат играет на кларнете», «Звоните и приезжайте!».

Читайте также:  В стране вечных каникул рассказ анатолия алексина сказки. рассказы. стихи.

Читатель Алексина повзрослел. Произведения, написанные в конце шестидесятых годов 20-го века, ориентированы на юношество. Например, в повести «Поздний ребенок» речь идет о девушке, которая родилась с неизлечимым недугом, но благодаря упорству и любви близкого человека смогла адаптироваться в обществе. Повествование в книге, как и в большинстве произведений Алексина, ведется от первого лица.

Книги для детей и взрослых

На семидесятые годы 20-го века приходятся такие повести, как «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», «В тылу как в тылу». Эти произведения интересны как школьникам, так и представителям взрослого поколения.

Характерная манера письма Алексина – повествование от первого лица, неожиданная развязка, обилие кратких и емких фраз, являющихся ключевыми в произведении и словно несущими в себе основную мысль. В «Безумной Евдокии» один из героев говорит: «Глупый и жестокий человек противен, умный и жестокий – страшен».

С этим высказыванием нельзя не согласиться. В повести «В тылу как в тылу» мать главного героя видит плакат со словами «В тылу как на войне», и это вызывает у нее возмущение.

Женщина произносит фразу, которая и послужила названием произведения, тем самым подчеркивая, что в эвакуации не может быть так же страшно, как на фронте.

Общественная деятельность

К началу семидесятых годов 20-го века книги, которые создал Анатолий Алексин, были признаны как читателями, так и критиками. В это время писатель начал активную общественную деятельность. Он стал одним из создателей популярного детского журнала, возглавлял редколлегию периодического издания «Юность». Анатолий Алексин был удостоен множества премий, среди которых «Орден Ленина».

Эмиграция

В 1993 году Алексин Анатолий Георгиевич уехал в Израиль. Здесь он написал роман о жизни одной еврейской семьи в условиях советского тоталитаризма, книгу воспоминаний под названием «Перелистывая годы». За границей писатель издал несколько сборников рассказов.

Личная жизнь

Многие годы Анатолий Алексин был счастлив в браке с Татьяной Фейнберг. С супругой они создали совместно книгу «Неужели это было?». У Татьяны Фейнберг была непростая судьба. Отец ее был арестован и расстрелян в 1938 году. Воспоминаниям детства и юности супруги писателя посвящено несколько глав книги.

Приемная дочь прозаика – Алена Зандер, бывшая жена — Карена Шахназарова. Согласно одной из версий, именно она является прототипом героини Марии Шукшиной в фильме «Американская дочь». В 2014 году Татьяна Фейнберг ушла из жизни. Писатель сейчас проживает в Люксембурге, где продолжает литературное творчество.

Источник: https://www.syl.ru/article/290651/pisatel-anatoliy-aleksin-biografiya-tvorchestvo

Анатолий Алексин — биография, список книг, отзывы читателей

3 августа 1924 г.Москва, СССР1 мая 2017 г.

Анатолий Алексин – автор многочисленных рассказов и повестей для детей и подростков.

Его произведения не входят в школьную программу, но рекомендованы для внеклассного чтения.

В своем литературном творчестве Алексин обличает человеческие пороки и преподносит это в форме, доступной и близкой юным читателям. Хотя книги этого писателя интересны и взрослым.

Факты из жизни автора

Анатолий Гоберман родился 3 августа 1924 года в Москве.

Его отец, участник Гражданской войны, выпускник и преподаватель Экономического института красной профессуры при ЦИК СССР Георгий Платонович Гоберман, был репрессирован в 1937 году и приговорён к расстрелу (освобождён после пересмотра дела в 1939 году). Мать, Мария Михайловна Гоберман, была актрисой; после ареста мужа была уволена с работы.

Будучи подростком, дебютировал стихами в газете «Пионерская правда», где продолжал печататься в предвоенные годы. Позже публиковался также в газете «Комсомольская правда».

Важно

В начале Великой Отечественной войны 17-летний Анатолий вместе со своей матерью, работавшей в Москве на строительстве здания Дворца Советов, был эвакуирован на Урал в Каменск-Уральский.

Проживая в коммунальной квартире в посёлке Красная Горка, Анатолий работал ответственным редактором газеты «Крепость обороны» на развивающемся Уральском алюминиевом заводе. Окончил Московский институт востоковедения в 1950 году.

Статьи Алексина издавались в «Пионерской Правде» и других газетах еще в довоенное время. Но всерьез прозой герой нашего повествования увлекся позже.В 1970 году за один из своих сценариев писатель был удостоен премии Ленинского комсомола. В 1978 году – Государственной премии СССР.

В 1993 году Алексин эмигрировал в Израиль, а с 2011 проживает с семьей в Люксембурге. Уже в детстве начал писать Анатолий Алексин. Биография его гласит, что, несмотря на арест отца, жизнь молодого человека складывалась вполне благоприятно. В двадцать шесть лет писатель опубликовал свой первый сборник рассказов.

В семидесятые годы в столичных театрах ставили пьесы по его сценариям. Некоторые произведения были экранизированы.

Как поэт стал прозаиком

В молодости Анатолий Алексин писал стихи. Их хвалили, издавали. Но однажды, во время «Съезда молодых писателей», поэт попал на семинар к Самуилу Маршаку. Начинающие прозаики и поэты читали свои произведения. Некоторые Маршаку нравились, другие он критиковал.

Но когда пришла очередь Алексина, советский поэт вовсе поник. Когда Анатолий закончил читать, Самуил Яковлевич с грустью поинтересовался у незадачливого автора, не желает ли тот сменить род деятельности. Но у Алексина с собой была рукопись рассказа о детях-инвалидах.

И чтобы не уйти с поражением, он зачитал ее. В этот момент в аудиторию вошел Паустовский. После чтения писатель предложил автору свою помощь в редактировании. А Маршак прослезился и посоветовал писать только прозу. К совету прислушался Анатолий Алексин.

Отзывы корифеев отечественной литературы стали решающими в его судьбе.

Большая часть произведений Алексина была напечатана в журнале «Юность». В Союзе писателей РСФСР он возглавлял секцию детской литературы.

Личная жизнь

Единственной музой его была жена. Он прожил с ней всю жизнь, и хотя она всегда находилась в его тени, была личностью неординарной. На обложке книги «Террор на пороге» напечатаны два имени: Татьяна Алексина, Анатолий Алексин.

Фото и страницы документального рассказа «Строки прощаний», входящего в этот сборник, отражают воспоминания жены писателя о людях, погубленных сталинским террором. Отец Татьяны Алексиной был осужден и приговорен к десяти годам без права переписки.

До конца своей жизни она хранила у себя папиросные листки, на которых он писал письма матери перед отправкой в Магадан. Умерла Алексина в 2014 году.

В эмиграции

В эмиграции продолжался творческий путь писателя. В Израиле он выпустил цикл рассказов «Тель-Авивские новеллы», «Террор на пороге».

Во время трагических событий 11 сентября писатель находился со своей женой в Нью-Йорке и был свидетелем того, как несколько недель клубы дыма поднимались ввысь, а люди пытались среди обломков найти своих родных. Увиденное легло в основу рассказов и последнего сборника, изданного в Израиле.

Книги Алексина переведены на сорок восемь языков. Общий тираж превышает сто двадцать миллионов экземпляров. Писатель включен в почетный список Ханса Кристиана Андерсена и награжден медалью ассоциации «Знание» за огромный вклад в просветительскую деятельность и мировую литературу.

Совет

В Израиле он создал ряд произведений, в которых описывал гонения власти, оказывавшиеся на него во время жизни в СССР. Эта тема вызвала некоторое удивление у тех, кто еще помнит, сколько наград и званий получил писатель на родине. С 2011 года Анатолий Алексин живет с семьей в Люксембурге.

Там же проживает и его приемная дочь Елена Сетунская. Она работает на телевидении. Бывшим мужем дочери Алексина является режиссер Карен Шахназаров. И именно биография Елены легла в основу сценария для известной киноленты «Американская дочь».

Поздняя проза

Рассказы Алексина – печальные истории из жизни. Писатель всегда умел правдиво и проникновенно описывать внутренний мир человека, независимо от того, кто был его героем – молодой мужчина, пожилая женщина или девочка-подросток.

Читайте также:  Дар чёрного лешего польская народная сказка на русском языке сказки. рассказы. стихи.

Искренний стиль, в который автор облекает рассуждения своего персонажа, иногда напоминает исповедь. К позднему творчеству относятся рассказы о взрослом мире. И, сравнивая их с произведениями ранних лет, можно увидеть, что в них присутствует тихая грусть.

Как будто герои повзрослели и стали мудрее вместе со своим автором.

Анатолий Алексин – писатель, чьи персонажи являются простыми людьми, и у них, как правило, заурядные проблемы. Его произведения посвящены извечному конфликту невестки и свекрови, эгоизму, верности и любви.

Среди поздних рассказов можно назвать «Заброшенный памятник», «Холостяк», «Игрун» и многие другие. «Игрун» — произведение, которое, в отличие от большинства последних работ Алексина, повествует о жизни подростка. Главный герой – ученик музыкальной школы, одаренный юный пианист, живущий в мире музыки.

Но однажды по дороге домой из музыкальной школы его встречает бандит, живущий по соседству…

В рассказе, как и в других произведениях Алексина, присутствует тонкий печальный юмор. Следует сказать, что большинство его персонажей имеют отношение к миру музыки, как в ранних произведениях, так и в поздних.

Писатель Анатолий Алексин – создатель несложных сюжетов. В них нет тонкой психологической подоплеки, и сложных аллегорий тоже нет. Книги Алексина не о политике и не о сложных социальных проблемах. Они о доброте и любви. Но этого достаточно.

Скончался 1 мая 2017 года, в Люксембурге, на 93-м году жизни.

Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Источник: http://readly.ru/author/17116/

Анатолий Георгиевич Алексин

Алексин (настоящая фамилия Гоберман) Анатолий Георгиевич [3.8.1924, Москва] — прозаик, драматург, публицист.

На формирование характера Алексин оказала воздействие трагическая судьба отца, ветерана революции и Гражданской войны, впоследствии журналиста, репрессированного в 1937, а также влияние матери — доброго, мужественного человека. Черты ее облика позднее отразятся во многих героинях Алексина.

Начал печататься еще в школьные годы в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда» (ряд стихотворений опубликован в сборнике 1951 «Флажок»). В годы Великой Отечественной войны Алексин был эвакуирован на Урал.

Обратите внимание

Еще не достигнув совершеннолетия, он становится литературным сотрудником, а затем и ответственным секретарем ежедневной многотиражной газете «Крепость обороны» — на строительстве гигантского алюминиевого завода.

Этот автобиографический материал позднее войдет в ряд повестей Алексина («В тылу как в тылу», «Ивашов», «Запомни его лицо» и др.).

В 1947 Алексин принимает участие в работе I Всесоюзного совещания молодых писателей.

В 1950 с помощью и под редакцией К.Паустовского, высоко оценившего творчество Алексин, вышла его первая книга — повесть «Тридцать один день (дневник пионера Саши Василькова)». В том же году Алексин окончил Московский институт востоковедения. Алексин вскоре становится одним из самых популярных авторов произведений для детей и юношества.

В 1950-1966 Алексин писал произведения преимущественно для детей младшего возраста (повести «Саша и Шура», 1956; «Необычайные похождения Севы Котлова», 1958; «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», 1965; «В стране вечных каникул», 1966 и др.).

1966 открыл новый этап творчества Алексина — создание повестей, рассказов и пьес, адресованных юношеству и тем, кто его воспитывает,— взрослым читателям (повести «А тем временем где-то», 1966; «Мой брат играет на кларнете», 1967; «Поздний ребенок», 1968; «Очень страшная история: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин», 1969; «Звоните и приезжайте», 1972; «Действующие лица и исполнители», 1972; «Позавчера и послезавтра», 1974, «Третий в пятом ряду», 1975; «Безумная Евдокия», 1976; трилогия «В тылу как в тылу», 1978; «Раздел имущества», 1979; «Сердечная недостаточность», 1979; «Дневник жениха», 1980; «Домашний совет», 1980; «Здоровые и больные», 1982; «Сигнальщики и горнисты», 1982; «Игрушка», 1988; «Прости меня, мама», 1989, и др.) В этот же период написаны пьесы «Молодая гвардия» (по роману А.Фадеева), «Обратный адрес», «Десятиклассники», а также пьесы и киносценарии, созданные по одноименным повестям «Звоните и приезжайте», «Пойдем в кино», «Поздний ребенок» и др.

Сам Алексин разъяснял, как он понимает отличие «литерытуры для детей» от «литературы для юных»: для детей важно не что, а как написано, юношеству же нужны произведения, особые не по форме, а по проблематике, волнующие уже не ребят, но еще не взрослых.

Критики видят своеобразие прозы Алексин не только в остроте и актуальности нравственной проблематики, часто афористически сформулированной: «С добром надо спешить, а то оно может оказаться без адресата» («В тылу как в тылу»), «Дети должны уметь плакать, не только когда разбивают свою коленку, но когда коленка болит у кого-то другого» («Третий в пятом ряду»). Этика юных героев Алексин несовместима с принципом «Нужен тот, кто нужен… когда нужен и пока нужен» («Раздел имущества»). Писателю присуще предельное «сгущение слова», умение вложить максимум худож. информации в минимальное количество страниц, сочетание драматизма и психологической напряженности с юмором и своеобразным музыкальным лиризмом: «Композиция, напоминающая композицию музыкальных пьес, варьирование темы, перекличка мотивов». Повести невелики по объему: «по числу печатных знаков это скорее большие рассказы, а по объему информации — романы» (Мотяшов И. Воспитание чувств // Алексин А. Домашний совет: повести // Роман-газета. 1980. №11. С.83). Нравственная высота его произведений не оставляет равнодушным подавляющее большинство его читателей всех возрастов. На памятнике советским воинам в Кавказских горах высечены строки из повести «Сигнальщики и горнисты» (1985): «Люди не должны жить минувшим горем… но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить». Повесть вызвала в свое время, как об этом свидетельствовали письма читателей Алексин, огромное количество откликов и желание принять участие в создании летописи героев, тех, кто прямо из школьников шагнул в солдаты и ничего в жизни не успел, кроме одного — спасти родную землю.

Важно

Произведения Алексин переведены на многие языки народов бывшего СССР, на английский, французский, итальянский, испанский, японский, персидский, бенгальский, хинди и др. Он был удостоен звания лауреата многих премий, как советских, так и международных, диплома Г.Х.

Андерсена и дважды был включен в почетный список имени великого датского писателя. Алексин был одним из секретарей СП РСФСР, членом редколлегии журнала «Юность», заместителем председателя Советского комитета защиты мира, вел популярную телепередачу «Лица друзей».

В 1982 Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

С 1993 Алексин живет в Израиле. Материал и тематика его произведений резко изменились в сторону «взрослости». Им написана «Сага о Певзнерах» (1994) — обличение террора, антисемитизма, фашизма, искалечивших судьбы нескольких поколений одной семьи; антифашистский роман «Смертный грех», а также мемуарная книга «Перелистывая годы» (1997).

К.Ф.Бикбулатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 55-56.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собрание сочинений: в 5 т. М., 1998-99;

Книга жалоб и восхищений // Советская драматургия. 1988. №2;

Главная профессия — быть на земле человеком! // Дошкольное воспитание. 1988. №7;

Только — как на духу // Правда. 1989. 17 апр.;

Глядя в глаза // Правда. 1990. 6 нояб.;

Сказочные повести для детей. М., 1994.

Литература:

Турбин В. Алик Деткин пишет роман // Дружба народов. 1969. №8;

Разгон Л. Право быть собой // Семья и школа. 1977. №6;

Зубков Ю. Драматурги России. М., 1979. С.249-276;

Бикбулатова К.Ф. Анатолий Алексин // Проблемы и характеры. П., 1986;

Николаева С. Анатолий Алексин: Очерк творчества. М., 1986;

Воронов В.И. Анатолий Алексин: Очерк творчества. М., 1989;

Грушина И. Человек, написавший сагу // 25-й час. Тель-Авив. 1997. 11 апр.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/alexinag.php

Ссылка на основную публикацию