Три сына ненецкая народная сказка сказки. рассказы. стихи.

Сказка о трех сыновьях

 

Жил один человек, и было у него три сына. Однажды этот человек решил: 

— Отправлю-ка я своих сыновей из дому, узнаю, кто из них на что способен. 

Дал им по двадцать золотых и проводил из дому, и пустились юноши в путь, звеня монетами в карма-нах. 

Сколько они шли — кто знает, но вот дошли до места, где расходятся несколько дорог, и решили: пусть каждый идет своей дорогой, а потом вернется на это место с тем, что сумеет купить. И договорились они ждать друг друга здесь, у развилки дорог. 

Пошли они каждый в свою сторону, и старший купил стадо овец, средний — стадо коз, а младшего Бог привел к какому-то кладбищу. Смотрит он, в стороне от кладбища стоит женщина и плачет. Удивился юноша: «Почему она плачет не на кладбище, а в стороне он него?» Подошел к женщине и спросил: 

— О чем ты так плачешь, добрая женщина? Та ему отвечает: 

— О чем я плачу? Мой умерший сын остался должен одному человеку двадцать золотых, и теперь этот человек хочет вырыть его из могилы, чтобы скормить собакам. 

Огорчился юноша и сказал женщине: 

— Не горюй, я заплачу его долг, и этот человек откажется от своей затеи. 

Подошел он к человеку, раскапывающему могилу, спросил: 

— Зачем ты это делаешь? 

Человек ответил: 

— Он должен был мне двадцать золотых, но умер, и теперь я в счет долга хочу накормить им своих со-бак. 

Говорит ему юноша: 

— Я дам тебе десять золотых монет, а ты оставь в покое его могилу. 

— Нет, — отвечает человек, — десять монет не покроют долга. 

— Хорошо, даю пятнадцать — и брось копать. 

Обратите внимание

Тот согласился, взял пятнадцать золотых и ушел. Перестала женщина плакать, начала благодарить юношу. Она была одета в такие лохмотья, что юноша пожалел ее и отдал оставшиеся пять монет. 

С пустыми руками и без денег пошел он обратно к тому месту, где его должны были ждать братья. Пришел, а они давно уже там. 

— Что-то долго ты ходил, — говорят ему братья. — Ну, показывай, что купил на свои деньги? 

— На эти деньги, — отвечает младший брат, — купил я место в раю для моих родителей. 

Стали братья над ним смеяться: 

— Где-то прошлялся зря, и деньги потерял! 

Вернулись братья домой, к отцу и матери, и те их спрашивают: 

— Ну, кто с чем вернулся? 

— Я купил стадо овец, — сказал старший брат. 

— А я купил стадо коз, — сказал средний брат. Спрашивают родители младшего: 

— Ну, а ты что сделал на свои деньги? 

— Я купил вам место в раю, — ответил младший брат и рассказал родителям, кому и как он отдал свои деньги. А родители стали кричать, что он выкинул деньги на ветер, и выгнали его из дому. А двумя старшими сыновьями гордились: уж эти-то хорошо распорядились деньгами. 

Побрел младший сын по дороге, как отбившаяся от стада овца. Сколько дней он бродил и где — одному Богу известно, но однажды услышал он такую весть: хан отдаст свою дочь тому, кто его, хана, сумеет усыпить сказками. А кто возьмется и не сумеет, тому отрубят голову и насадят на кол в ограде. 

И юноша решил: «Попытаю судьбу — или ханская дочь будет моя, или пусть уж лучше мне отрубят го-лову, чем так жить». И направился к хану. 

Идет он по дороге, а сзади его догоняет какой-то человек в лохмотьях, всего-то на нем одежды — рва-ные штаны и рубашка из жеребячьей шкуры. И кричит этот человек юноше: «Подожди!», а тот, погруженный в свои раздумья, не слышит его и идет себе дальше. 

Так он шел, не останавливаясь, пока человек в лохмотьях не догнал его. Он хлопнул юношу ладонью по спине, только тогда тот остановился и оглянулся. 

— Куда идешь? — спрашивает человек в лохмотьях. 

— Иду к хану, — ответил юноша и рассказал о своих делах. 

— Я пойду с тобой, — сказал человек, и они вместе пришли к хану. 

Увидев их, хан обрадовался: 

— В моей ограде сто кольев, и там не хватает одной головы. Кажется, сегодня ограда заполнится! 

Обеспокоился юноша: «Как бы не лишиться мне сегодня головы!» Но, когда настал вечер, человек в лохмотьях стал рассказывать хану сказки, и тот сразу уснул. Рассказчик потряс его и разбудил, а хан говорит: 

— Я не сплю! 

Человек снова стал рассказывать сказки, и хан снова уснул. Тогда они призвали в свидетели жену хана. 

Когда хан проснулся, жена сказала ему: 

— Не нарушай своего слова. Этому человеку суждено получить нашу дочь. Он усыпил тебя сказками, теперь мы не можем отказать ему. 

Хан отдал им свою дочь, и человек в лохмотьях сказал юноше: 

— Пусть эта девушка будет твоей женой, а я отныне буду вам братом. Теперь слушай меня: когда собе-ретесь уходить, хан станет делать дочери подарки и спросит вас, что вам подарить. Просите сундук, стоящий у него за дверью. 

Когда девушку собрали в дорогу, хан спросил: 

— Что вам подарить? 

Дочь ему отвечает: 

— Дай нам старый сундук, что стоит за твоей дверью, лучшего подарка нам не нужно. 

— Да не будет угоден Богу тот, кто научил вас! Не дам я сундук! Обиделись дочь и зять на хана и не ста-ли брать никаких подарков. Отправились они домой вместе со своим названым братом. 

Тем временем жена сказала хану: 

— Ты не пожалел отдать этому юноше нашу дочь, что ж пожалел ты старый сундук? 

Важно

Стало хану стыдно, и послал он всадника за дочерью и зятем, чтобы вернуть их обратно. Они пришли и спросили: 

— Зачем ты вернул нас? 

— То, что я не отдал любимой дочери и зятю, не нужно и мне, — сказал хан и вынес им старый сундук. 

Пустились они снова в путь. Долго ехали и добрались до ровного поля, среди которого возвышался курган. Здесь названый брат сказал: 

— Теперь желаю вам счастливого пути, а мне пора на мое место. Тут в кургане открылось отверстие, и человек в лохмотьях, входя в него, добавил: 

— Кто знает, может, я тебе еще понадоблюсь. Придешь сюда, постучишь по кургану, и я выйду, — и с этими словами он скрылся в кургане. 

Юноша с девушкой пошли дальше. Шли они, шли и остановились на отдых среди широкого поля. И так понравилось им это место, что решили они там поселиться. 

Вспомнили они о своем сундуке: 

— Откроем-ка и посмотрим, что в нем есть, в этом старом сундуке? 

Открыли они сундук, а оттуда вышли целые толпы мастеровых людей, табуны лошадей, стада коров, отары овец. 

Мастеровые люди — каменотесы, плотники, стекольщики — принялись за работу и построили посреди поля семиярусный замок, а рядом с ним — селение, и стали они все жить там в свое удовольствие. Стада их невозможно было сосчитать, их прочему богатству не было конца-края. 

И однажды вспомнили юноша и его жена: 

— А ведь мы даже не спросили, кто он и откуда, этот человек в лохмотьях, который сделал нам столько хорошего! 

И юноша решил: 

— Навещу-ка я того, кто назвался моим братом. Сел на коня и пустился в путь. 

Сколько он ехал — только Бог знает, но добрался, наконец, до кургана и постучал по нему. Вышел из кургана человек в лохмотьях. 

— Здравствуй, брат мой, зачем я тебе понадобился? Юноша говорит ему: 

— Я решил узнать, кто ты. Ведь ты сделал мне столько добра. Человек в лохмотьях отвечает: 

— Ты мне сделал больше добра: ты заплатил долг после моей смерти, не позволил разрыть мою могилу — и за это Бог послал меня отплатить добром за добро. Теперь иди за мной, посмотри, где я живу. 

Человек в лохмотьях впереди, юноша за ним — так вошли они в курган и спустились под землю, а там множество людей; на ком хорошая одежда, а кто совершенно гол. 

Спрашивает юноша: 

— Почему это так? Человек в лохмотьях отвечает: 

— Это страна мертвых. Что живые посвятили своим умершим, то они здесь и имеют — и пищу, и одеж-ду. А вот это мое место. 

Возле круглого столика деревянный стул; на столике деревянная чашка с квасом. 

— Я был беден, и мать моя сумела посвятить мне только чашку кваса; не во что было меня одеть, кроме рваных штанов и рубашки из жеребячьей шкуры — и вот они на мне. 

— А если я посвящу тебе, как положено, еду и одежду, дойдут ли они до тебя? 

— Все это будет моим, — отвечает человек в лохмотьях. Спрашивает юноша: 

— Едят ли они что-нибудь с этих столов? 

— Нет, они не едят, но от кушаний исходит запах, и они насыщаются этим запахом. 

Дошли они до золотого стола, рядом с ним — два золотых стула. 

— Это было приготовлено для твоих отца и матери за то, что ты заплатил мой долг и отдал последние деньги моей бедной матери, но после того, как они выгнали тебя из дому, Бог отвел им место похуже, где-то в болоте, среди змей и лягушек. 

Пошли они дальше; стоит еще один золотой стол, а возле него — золотые стулья. 

— А это для кого? — спрашивает юноша. 

— Это для тебя и твоей жены. 

Юноше так понравилось это место, что он сел на золотой стул и сказал: 

— Я отсюда никуда не пойду. 

— Нет, — сказал его спутник, — тебе пока нельзя здесь оставаться, не пришло еще твое время. 

Пошли они назад и выбрались на поверхность. Юноша говорит: 

— Сегодня пятница. В следующую пятницу я навещу тебя. Поблагодарили они друг друга, человек в лохмотьях ушел в курган, а юноша сел на коня и поехал обратно. Приехал домой, рассказал жене, где был, что видел, и через несколько дней приготовили они поминальный пир, хорошую одежду и коня со сбруей. 

Собрал юноша народ на поминки, посвятили они названому брату столы с едой и питьем, коня и одеж-ду; таким образом, юноша выполнил все, что полагается сделать для покойника. 

Совет

Когда настала пятница, юноша оседлал коня и поехал к знакомому кургану. Доехал, постучал по скло-ну. Из кургана выехал прекрасно одетый всадник и говорит: 

— Здравствуй, брат мой! Юноша отвечает: 

— Я звал не тебя, мне нужен человек в лохмотьях. 

— Я и есть тот, кого ты ищешь, а это конь, которого ты мне посвятил, а вот одежда. И вся еда у меня на столе. 

Посмотрел юноша на коня и одежду, узнал их и очень обрадовался, что его старания не прошли даром. Пожелали они друг другу добра, попрощались — и один ушел под курган, а другой отправился домой. 

Приехал юноша домой, рассказал жене, что и одежда, и конь теперь — у названого брата. Обрадовалась жена, приятно ей было это слышать. 

Решил юноша навестить своих родителей. Поехал к ним, рассказал обо всем, что с ним приключилось. Не стал он их упрекать, а сказал: : 

— Поедем, посмотрите все своими глазами. 

Привез он их в свое село, ввел в дом, и тогда они поняли, что за человек их младший сын. 

И с того дня они жили вместе. 

К оглавлению

Источник: http://www.iriston.com/books/salamov_oset_skazki/SKAZKA_O_TREH_SINOVIAH.htm

Сказка Три сына

Жила бедная женщина. Было у нее трое сыновей. Выросли сыновья. Стали сильными, крепкими, а мать состарилась. Вот сказала однажды мать своим сыновьям:

— Теперь пора вам самим счастье себе искать. Кто не ищет, тот ничего не находит.

Первым собрался в путь старший сын. Напекла мать ему на дорогу лепешек, сказала:

— Ешь эти лепешки. Силы у тебя от них прибавится. Пошел старший сын. Шел-шел, проголодался. Достал он лепешки, но есть их не стал: лепешки оказались совсем черствые, твердые. Рассердился сын на мать, выбросил лепешки и пошел дальше.

Впереди него маленький чум показался. Ближе подошёл — собака залаяла. На лай собаки из чума вышла сгорбленная старуха. Увидела она юношу и говорит:

— Заходи в мой чум. Ты, наверное, проголодался в пути, накормила старуха юношу и говорит:

— Здесь можешь ты найти счастье, но только слушай меня хорошенько. Недалеко от моего чума есть глубокая яма. Когда настанет ночь, ступай к этой яме. Много звезд увидишь ты в ней. Если сумеешь все звезды вычерпать, найдешь свое счастье.

— Ну, это совсем просто,-сказал юноша. — Очень легкая это для меня работа.

Когда настала ночь, взял старший сын ведро с веревкой, пошел к яме и. принялся за работу.

Долго черпал он звезды из ямы, утомился. Заглянул в яму, а там по-прежнему горели звезды, их даже не стало меньше.

Обратите внимание

Рассердился юноша, подумал: «Посмеялась надо мной старуха. Разве можно вычерпать из ямы так много звезд?»

Бросил юноша ведро и вернулся домой. Ничего не сказала ему мать, только покачала головой.

Пошел на поиски счастья средний сын. Шел он долго, проголодался. Достал материнские лепешки. Не понравились лепешки и среднему сыну. Были они твердые, черствые. Выбросил он лепешки и пошел дальше. Вскоре увидел он маленький чумик и пришел к той же старухе. Старуха повела Юношу в свой чум. Накормила его и сказала:

— Здесь можешь ты найти свое счастье. Только не делай так, как твой старший брат. Работай хорошенько.

Ночью подошел юноша к яме. Увидел там очень много звезд. Опустил он в яму ведро и стал вычерпывать звезды. Долго он работал, утомился, спина у него заболела. Посмотрел юноша в яму, а там по-прежнему очень много звезд.

Рассердился юноша и подумал: «Как и над моим братом, посмеялась надо мной старуха. Разве может кто-нибудь за одну ночь вычерпать так много звезд?»

Бросил юноша ведро и вернулся домой.

И ему ничего не сказала мать. Только головой покачала, и слезы у нее на глазах показались.

Настал черед отправляться на поиски счастья младшему сыну.

— Будь. настойчивым и трудолюбивым, сынок,-сказала ему мать. -Не делай так, как твои старшие братья.

Долго шел юноша, проголодался. Достал он испеченные матерью лепешки. Лепешки оказались очень черствые, совсем твердые, но юноша не бросил их, а стал есть. Потом пошел дальше.

Солнце уже опустилось низко, когда дошел он до маленького чума. Залаяла собака, навстречу юноше из чума вышла сгорбленная старуха. Она повела юношу в свой чyм и стала его угощать. Но юноша достал свои лепешки и сказал:

— У меня есть лепешки. Они для меня вкуснее всего: моя мать испекла мне их на дорогу.

И стал он есть приготовленные матерью лепешки.

Важно

Как только наступил вечер, младший брат принялся за работу. Много раз он опускал ведро в яму. Пот с него так и катился, но в яме по-прежнему горели звезды.

Очень долго работал юноша. Болели у него руки, болела спина, но он не бросал работы и продолжал вычерпывать звезды.

Вдруг ведро его ударилось обо что-то твердое. Посмотрел юноша в яму. Видит: вся вода вычерпана, а вместе с водой исчезли из ямы и звезды.

В это время утро настало. На небе показалось солнце. Ярко осветило оно всю землю.

Усталый стоял юноша около ямы. Но он был счастлив: работа была выполнена.

— Большое дело выполнил ты, юноша, — сказала ему старуха. — На дне этой ямы под водой Нылека спрятал свое сердце. Теперь солнце сожгло его сердце, и нет больше злого Нылека. Теперь все его стойбища, все его оленьи стада- твои.

Очень обрадовался младший сын, услышав такие слова. Он созвал всех бедных людей и отдал им пастбища и оленьи стада.

Среди бедняков была и его мать. С любовью смотрел на нее младший сын. Ведь это она дала ему могучую силу и любовь к труду.

Читайте также:  Храбрые беглецы александр иванович куприн сказки. рассказы. стихи.

Источник: https://skazki-detkam.com/narodnye/nenetskie-skazki/tri-syna/

Сказка о трех сыновьях князя

Жил один князь. У него было три сына. Этот князь любил путешествовать. Бывал он в горах, бывал и у моря. Не было дороги, которой бы он не знал. Князь часто говорил своим сыновьям: — Не ходите по этой тропе! — и показывал им одну дорогу.— Пока я жив, не пущу вас по ней, а когда умру, вы тоже не ходите: вас эта дорога приведет к несчастью.

Пока отец был жив, никто из сыновей и не думал пойти по той дороге. Жили себе и жили. Но вдруг отец умер. Это было большим горем для сыновей. Погрустили, погоревали, потом устроили похороны.

Прошел год с тех пор, и отцу устроили поминки. Спустя много времени как-то раз старший брат оседлал коня, принарядился и куда-то уехал. Братья не спросили его: «Куда едешь?» Он уж не маленький, парень взрослый, сам знает, куда ему ехать.

Совет

Ехал-ехал старший брат, далеко заехал и очутился у тои тропы, по которой отец запретил ездить. Заметил он эту дорогу, долго стоял возле нее, о чем-то думая, и вспомнил слова отца. «Отец нам не велел ходить этой дорогой,— подумал он,— но, что бы со мной ни случилось, я пойду и разузнаю, что там такое!» Решил так старший брат и поехал по запретной тропе.

Ехал он и боялся увидеть что-нибудь страшное. Наконец доехал до длинного предлинного поля: если станешь на одном конце этого поля, не увидишь другого конца.

Вокруг поля стоял дремучий лес, все оно было покрыто высокой, по колено, травой, да не простой, а все клевером, а посредине росло такое большое ореховое дерево, что в его тени могли бы расположиться сто человек.

Старший брат подъехал прямо к этому дереву. Смотрит, а в тени под деревом стоит столик, на нем три кучки абысты, в каждую воткнут кусок копченого сыра, и все это еще горячее. Парень очень удивился.

Он слез с коня, снял уздечку, ослабил подпругу и пустил коня в траву, а сам подошел к столу, посмотрел на горячую абысту и почувствовал голод.
— Поем, что бы со мной ни случилось! — решил старший брат и уселся за стол.

Но не успел оп съесть и двух ломтиков, как с неба стремглав спустилось что-то похожее на самолет, а в нем сидел человек. Старший брат старался понять, что это такое, и, пока он смотрел, вытаращив глаза, этот человек, пролетая над ним, убил его и улетел.

А младшие братья ждут его не дождутся. «Вот сегодня приедет, вот завтра приедет»,— говорили они, но, сколько его ни ждали, брата не было. Ждали-ждали, не дождались и решили искать старшего брата. Искали там и сям, но нигде не нашли: пропал старший брат! Надоело братьям разыскивать его, они и говорят:

— Все равно брата нет в живых, он где-то погиб! — и надели траур.

Прошел год, и старшему брату устроили поминки. Но братья не знали, кто убил их старшего брата, не знали, где он погиб.

Тогда средний брат собрался в дорогу и сказал:
— Пока я не узнаю, где погиб наш брат, домой не вернусь! Ехал он, ехал и так очутился около той тропы, по которой отец запрещал ходить.

Вспомнил это средний брат и решил: «Пойду-ка я по этой дороге! Может быть, наш старший брат пошел по ней и погиб. Пусть и я тоже там погибну или узнаю, отчего умер старший брат».

Обратите внимание

Ехал он, ехал по этой тропе и наконец доехал до большого поля. Красивое было поле: кругом — дремучий лес, трава в поле по колено, посредине — большое ореховое дерево. Кто бы ни увидел это поле, всякому бы оно полюбилось.

Средний брат подъехал прямо к ореховому дереву. Смотрит, под деревом — труп старшего брата. Но тело было совсем не тронуто, как будто брат умер только сегодня. Неподалеку ходил в траве конь старшего брата.

На нем еще держалось растрепанное, сгнившее седло, а сам конь разъелся и стал походить на араша. На столе по-прежнему лежали, поблескивая, три кучки абыеты. В каждую был воткнут кусок сыра.

Две были не тронуты, а из третьей кто-то взял две-три щепотки.

Посмотрел средний брат, поразился. Все это показалось ему похожим на сказку. Он слез с коня, сиял уздечку, ослабил подпругу и пустил коня в траву. После этого подошел к брату и хотел его приподнять.

Но как его приподнимешь? Лежит, вытяпувшись, холодный труп.
— Ну хорошо, посмотрю, что дальше будет! — сказал средний брат.

Он сильно проголодался, сел за стол, но не успел съесть и двух щепоток абыеты, как с неба стремглав прилетело что-то похожее на самолет, ударило его, убило и улетело.

Остался младший брат совсем один. Ждет он среднего брата: «Вот сегодня приедет, вот завтра приедет!» Ждет, прислушивается, а брата все нет и нет.
Стал он разыскивать брата. Искал там и сям, но нигде не нашел. Долго искал, измучился и, когда наверняка решил, что брата уже нет в живых, устроил оплакивание и поминки, стал носить траур столько времени, сколько полагалось.

Загрустил младший брат: пропали его дорогие братья, а он не знает даже места, где они погибли, где умерли, не знает куда себя деть. И вот однажды решил он так: «Все равно теперь моя жизнь ничего не стоит, незачем мне жить на свете. Надо мне тоже куда-нибудь деваться. Уж лучше уйду я из дому и не вернусь, пока не узнаю, где погибли мои старшие братья».

Решил так младший брат, оседлал коня и уехал.

Важно

Ехал-ехал и доехал до той самой тропы, по которой отец при жизни запрещал им ходить.
— Э, что бы со мной ни случилось, поеду по этой дороге! Может быть, мои братья пошли по ней и погибли здесь,— сказал младший брат и пустил своего коня по этой тропе.

Тропа вела через дремучий лес, младший брат ехал по пей и забрался в глубь леса. Вдруг перед ним открылось большое поле, покрытое высокой, по колено, травой. Вокруг стоял дремучий лес, а посреди поля росло большое ореховое дерево.

Младший брат подъехал прямо к этому дереву и видит: оба его брата мертвые лежат под деревом. Их отъевшиеся кони ходят поблизости в высокой траве, на них еще держатся сгнившие седла, а братья выглядят так, как будто умерли только сегодня.

Тут же стоит столик с абыстой, в каждой кучке абысты — по куску сыра. Две кучки начаты, а третья — нетронутая и горячая.

Увидел все это младший брат, поразился. Сначала он обрадовался, увидев братьев, потом заплакал: после стольких лет разлуки нашел их мертвыми.

Теперь будь что будет! — сказал младший брат, соскочил с коня, привязал его, подошел к братьям и тронул их, но разве он мог сдвинуть их с места? Так и остались лежать холодные трупы. Долго стоял над ними младший брат в глубоком раздумье и понял, что здесь таится что-то невиданное, неслыханное.

«Не уйду отсюда, пока не узнаю, что здесь случилось, хотя бы мне пришлось умереть, как моим братьям!»—решил младший брат. Потом он подошел к столу, где лежала абыста, и сел. Но не успел он взять второй щепотки абысты, как услышал какой-то страшный звук. Глянул наверх и увидел что-то летящее, как самолет.

Что это такое? — воскликнул младший брат и стал присматриваться. А это «что-то» летело вниз, чтобы убить младшего брата, но не успело долететь до земли, как младший брат напрягся и поймал его. Оттуда вышла прекрасная девушка. Она вся светилась, а лицо ее было как кровь с молоком. Не убивай меня, не убивай — я человек! — сказала девушка.

Она была удивительно прекрасна и освещала весь мир. Но младший брат сказал ей:

— Сейчас же верни жизнь моим старшим братьям, которых ты убила, а не то я сам вот на этом месте убью тебя!

Что девушка могла поделать? Она вынула из кармана какой-то платок, подошла к мертвым и провела платком по их телам. И тут братья ожили и вскочили на ноги! Эти мертвецы, что лежали года два-три, вдруг стали ходить! Они заметили младшего брата и спрашивают: А, и ты здесь? Где ты был, как сюда попал, что тебя привело? Что меня приведет? Сам пришел! — ответил младший брат.

Тогда братья пошли ловить своих коней — они паслись в траве, с трудом поймали их, потому что года три на этих конях никто не сидел и они стали как араши. Поймали их братья и привязали.

А девушка все стоит и светится как свеча. Наконец, она сказала:
Я не простая девушка, я колдунья. Вы все трое — мое счастье. Я должна была выйти замуж за того, кто меня победит. Такова моя судьба. Теперь вы двое — мои шурины, а ты, их младший брат,— мой муж. Идемте, я живу поблизости! — сказала девушка и повела трех братьев к себе домой.

Устроили свадьбу. После свадьбы девушка оставила младшего брата у себя, а старших проводила домой, подарив им золота столько, сколько они могли унести.

Совет

А затем она показала младшему брату, которого взяла себе в мужья, все комнаты и отдала ключ от сундука с золотом. Показала, где лежит ее одежда, только не показала, что хранится в одном маленьком ларце, и не отдала ключа от него.

Младшего брата взяло любопытство, и он подумал: «Почему жена не открыла и не показала, что хранится в этом ларце?»

Жили они очень хорошо, но вот как-то раз ночью муж заметил, что ключ от ларца привязан к косам жены.

Он взял потихоньку этот ключ, пошел и открыл ларец, но не успел открыть, как оттуда что-то вырвалось и улетело. Ларец остался пустым.

Младший брат догадался, что это что-то колдовское, он опечалился, но что теперь поделаешь, как вернешь? Он закрыл ларец, как он был раньше закрыт, а ключ опять привязал к косам жены.

Жена каждое утро проверяла свой ларчик — в нем хранилась ее колдовская сила. Пошла она и в это утро. Посмотрела — а в ларце ничего нет. Жена поразилась. Она поняла, что это натворил ее муж, но что она могла поделать? Пошла к мужу и говорит: — Ах ты гнилой! Зачем ты это сделал? В ларце была наша сила, а теперь нас всякий может победить!

Стыдно стало младшему брату, но что он мог ответить? Что сделано то сделано, назад не воротишь.

И в это самое утро вдруг появился в воротах верхом на козле какой-то человек. Он въехал во двор. Этот человек был ростом в три вершка, а усы у него были в шесть вершков.

Обратите внимание

Колдунья только заметила его, так и замерла на месте. А человек, что приехал верхом на козле, привязал его, вошел в дом и стал бороться с мужем красавицы.

Но что младший брат мог поделать с этим акуртлагом? Акуртлаг убил его, а жену посадил на козла впереди себя и увез.

Младший брат остался лежать мертвым. Двери настежь, но кто туда войдет? Ни один человек не жил поблизости, и никто, кроме зверя, зайти туда не мог.

Так шло время. И вот в том краю какая-то женщина родила двойню. Она была не в силах выкормить двоих детей, а поэтому одного из них бросила в лесу. В том лесу водились олени.

У одной оленихи погиб олененок, и вместо него она выкормила брошенного мальчика. Он вырос, стал юношей, но не умел есть, не умел говорить.

Поглядишь на него: и руки, и ноги, как у всех людей, а ходит с оленями, и ржет, как лошадь.

Как-то раз он потерял свою мать-олениху и пошел на поиски. По пути он увидел дом, но не понял, что это такое: ведь он никогда не видел домов. Юноша заглянул в дверь и видит: лежит какой-то человек. Юноша испугался и убежал. При этом он ржал, как лошадь. Потом остановился, вернулся назад, опять заглянул в дверь. Смотрит и видит: лежит человек, с руками и ногами, как у него самого.

Он опять испугался и с громким ржанием бросился бежать. Прошло немного времени. Он снова вернулся, подошел потихоньку, смотрит — опять лежит тот человек. И как он похож на него самого! Юноша наконец решился, перешагнул через порог и вошел в дом. Приблизился к лежащему, но снова испугался и отпрыгнул назад, как олень.

Понемногу он осмелел, подошел и снял лежащий на груди покойника белый платок.

Важно

Как только он снял платок, мертвец ожил и вскочил на ноги.
Этот платок положила на грудь младшему брату его жена, когда покидала дом. Платок был такой: если снимешь его с груди покойника — покойник оживет. Сын оленя испугался живого человека. Он убежал из дому, но потом вернулся.

Младший брат догадался, что этот юноша дикий. Он обманул его, тихонько запер дверь, чтобы юноша не смог убежать, и сел рядом с ним. Потом взял апхярцу и ачамгур и начал играть. Постепенно младший брат научил юношу человеческому языку, одел его в такую же одежду, какую носят люди.

Сын оленя стал человеком, научился говорить, но по-прежнему обладал силой оленя.

Так жили они вместе, и вот однажды младший брат рассказал юноше, что у него похитили жену. — Если так, пойдем, я убью того, кто это сделал! — сказал юноша.

Вдвоем они собрались и пошли по следам козла. С собой они взяли апхярцу и ачамгур.

Шли, шли и наконец дошли до большой реки. Какая-то старуха, сидя на хвосте собаки, переправляла людей через реку. Они дали ей деньги, и старуха перевезла их на тот берег. Пошли дальше по следам козла и так дошли до большого дома. Следы вели в дом. Младший брат и юноша уселись перед домом и стали играть на апхярце и ачамгуре. Так хорошо играли, что с ума можно сойти.

Как только жена младшего брата услыхала музыку, она сразу догадалась, кто они такие, отворила дверь и видит: ее муж и какой-то чужой человек сидят у ворот и играют на апхярце и ачамгуре.

Тогда она сказала: — Там, за воротами, сидят какие-то люди, наверное музыканты. Позовите их в дом! (В это время акуртлага не было дома.) Хорошо,— ответили те люди, что сидели с ней, и вышли.

Они позвали музыкантов:

Идите сюда!

Младший брат с юношей вошли во двор, им подали скамьи, они сели и заиграли: один — на апхярце, другой — на ачамгуре. Но как они играли! Даже соседний народ, карлики, у которых бороды доходили до земли, услыхав музыку, собрались вокруг.
А младший брат, играя на апхярце, пел такую песню: «Если хочешь, мы заберем тебя отсюда, а если нет — оставайся здесь. Мы уйдем!»

Жена взяла у него апхярцу, заиграла и пропела в ответ: «Тот, кто меня похитил, куда-то уехал, но он скоро вернется. Убить его очень трудно. Для того чтобы его убить, надо сделать так: снять ему голову и, пока она не упала на землю, вложить шашку в ножны, подхватить падающую голову и бросить ее в море. Кто сумеет так сделать, тот убьет акуртлага.

Иначе он не умрет, если даже вы ему сто раз отрубить голову! Но если даже вы сможете убить акуртлага, то его брат подоспеет к нашему уходу. А если он придет, то заберет меня, да и вам сильно достанется от него: просто так он вас не отпустит. Между тем у нас Дома на печке остались три бутылки.

Если вы их принесете, мы сможем бежать и брат акуртлага нас не догонит».

Очень хорошо, я сейчас же принесу бутылки! — сказал сын оленя и помчался домой. Через минуту он прибежал с бутылками. А тем временем вернулся и хозяин. Увидел он музыкантов, обрадовался. Спрашивает:

Читайте также:  Королевство кривых зеркал сказка виталия губарева сказки. рассказы. стихи.

— Откуда такие мастера играть на апхярце пришли к иам?

Пока акуртлаг разглядывал музыкантов, младший брат быстро выхватил шашку, снес ему голову, а юноша, который бегал лучше оленя, подхватил голову акуртлага, помчался к морю и бросил ее в воду. Только после этого акуртлаг упал, растянувшись на земле.

Совет

Младший брат с женой и юноша, держа свои бутылки, пошли домой. Дошли до реки, заплатили немного старухе, и она переправила их на тот берег. На плече у старухи висела красная косынка.

Как только жена младшего брата увидела эту косынку, она ухватилась за нее и закричала: — В этой косынке моя колдовская сила! Она улетела, когда ты открыл ларец. Кто, старуха, дал тебе мою косынку? Старуха ответила: — Я увидела, что косынка летит, и поймала ее.

— Я не знаю,— сказала жена младшего брата,— где ты поймала эту косынку, но в ней — моя колдовская сила. Возврати мне косынку, а не то убью тебя! Старуха испугалась и вернула косынку.

Жена младшего брата взяла свою косынку, и они пошли дальше.

Шли, шли, оглянулись назад, смотрят — а за ними гонится верхом на кабане брат акуртлага. Клыки у кабана трехметровые.

Как только жена младшего брата заметила его, она тотчас же вернулась назад, бросила одну бутылку, и в тот же миг вокруг того человека, что их преследовал, вырос колючий кустарник, и он остался в зарослях.

Кабан своими клыками с трудом пробил дорогу через кустарник, и брат акуртлага, весь исцарапанный, выбрался из зарослей, но те, кого он преследовал, успели уже далеко уйти.

Идут, идут, оглянулись, а брат акуртлага опять догоняет их. Увидела женщина, что он уже близко, обернулась и бросила вторую бутылку. И сейчас же вокруг брата акуртлага появилась гора из камня-песчаника. Кабан опять стал пробиваться своими клыками, с трудом пробился через камни и вынес брата акуртлага, но в это время те, за которыми он гнался, опять далеко ушли.

Идут, идут, оглянулись назад — брат акуртлага снова гонится за ними. Когда он стал приближаться, колдунья бросила последнюю бутылку, что оставалась у них. От этого вспыхнул пожар. Брат акуртлага бросился в огонь.

Он ехал в огне, но. когда добрался до середины пламени, упал с кабана и сгорел. Кабан его тоже сгорел, не успев выбраться из огня.

Когда младший брат с женой и юноша увидели, что брат акуртлага погиб, они очень обрадовались.

Обратите внимание

До их дома оставалось немного. Они благополучно вернулись домой и устроили большой пир, а юношу, что был с ними, усыновили.
С тех пор они зажили по-прежнему, а я пришел сюда.

Источник: http://skazkufentazu.ru/abchazkie-narodnie-skazki/skazka-o-trech-sinovyach-knyazya.html

Чудесные сыновья

В некотором государстве был один купец, имел двух дочерей; разослал он афишки по всему государству: кто из царевичей возьмет замуж его меньшую дочь, тому она родит троих сыновей — по колена в сереоре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды.

Приискался из иного государства Иван-королевич и женился на купеческой дочери; пожил с нею год, она забеременела и родила сына — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды.

Старшая сестра позавидовала, подкупила бабку; а та взяла ребенка — обратила голубем и пустила в чистое поле; пришла к королевичу и говорит: «Твоя жена родила котенка!» Королевич рассердился, да оставил до другого сына.

На другой год родила ему купеческая дочь такого же славного сына; бабка обратила его голубем, пустила в чистое поле и сказала королевичу, что его жена родила щенен-ка. Немало королевич гневался, да рассудил дожидаться третьего сына. Но и в третий раз случилось то же самое; бабка обратила мальчика голубем, а королевичу доложила, что у него не сын родился, а обрубок дерева.

Все три брата-голубя собралися вместе и улетели за тридевять земель, в тридесятое царство. Королевич рассудил подождать четвертого сына; а четвертый сын простой родился — ни в золоте, ни в серебре, без звезд, без месяца.

Как узнал о том королевич, тотчас созвал своих вельмож и князей; судили-рядили и все заодно положили: посадить королевну с ее детищем в бочку, засмолить и пустить по морю.

Вот посадили их в бочку и пустили по морю; бочка все дальше и дальше плывет, а у королевны сын не по часам, по минутам растет. Прибило волной бочку к острову и разбило ее о край берега. Сын с матерью вышли на остров, стали кругом осматривать, для жилья место выискивать.

Заходят они в темный лес, и увидал сын: лежит на дорожке кошелек; поднял его и обрадовался — в кошельке кремень и огниво, будет чем огонь высекать.

Вот он ударил огнивом о кремень — тотчас выскочили топорок и дубинка: «Что делать прикажете?» — «Постройте нам дворец, да чтоб было что поесть-попить!» Топор принялся рубить, а дубинка сваи вбивать, и вмиг построили такой славный дворец, какого ни в одном государстве не бывало — ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать, ни в сказке сказать! А во дворце всего вдоволь; чего только душа запросит — все есть!

Проезжали мимо острова купцы-торговцы, тому дворцу дивовалися; приплывали они в государство Ивана-королевича, а уж Иван-королевич успел жениться на другой жене. Как только привалили корабли с товарами к берегу, тотчас пошли купцы к королевичу с докладом, с гостинцами. «Гой, купцы-торговцы! — говорит им Иван-королевич.

— Вы много морей изъездили, во многих землях побывали; не слыхали ль где каких новостей?» Отвечают купцы, что на море-океане, на таком-то острове доселева рос дремучий лес да разбой стоял: нельзя было ни пешему пройти, ни конному проехать, а теперь стоит там такой дворец, какого лучше во всем свете нет! А живет в том дворце прекрасная королевна с сыном.

Важно

Иван-королевич стал собираться на остров, хочется ему поехать, самому на то диво посмотреть.

А старшая сестра-лиходейка давай его останавливать: «Это, — говорит,— что за диво! Вот диво — так диво: за тридевять зе-мель, в тридесятом царстве есть зеленый сад; в том саду есть мельница — сама мелет, сама веет и пыль на сто верст мечет, возле мельницы золотой столб стоит, на нем золотая клетка висит, и ходит по тому столбу ученый кот: вниз идет — песни поет, вверх поднимается — сказки сказывает».

Поехали купцы назад и заехали к королевне на остров; она встречает их с честию, угощает с радостью. То, другое — стали промеж себя разговаривать; купцы и рассказали: как были они у Ивана-королевича, как Иван-королевич хотел было на остров ехать дворец смотреть и как старшая сестра остановила его.

Сын королевнин все это выслушал и, только купеческие корабли отплыли, вынул свой кошелек, ударил огнивом о кремень — тотчас выскочили топорок и дубинка: «Что делать прикажете?» — «Чтоб заутро около нашего дворца был зеленый сад, а в г ом саду была мельница — сама бы молола, сама бы веяла и пыль на сто верст метала; чтобы возле мельницы золотой столб стоял, на нем бы золотая клетка висела и ходил бы по тому столбу ученый кот!» На другой день проснулась королевна с сыном, а уж все исполнено: около дворца сад растет, в саду мельница, возле мельницы золотой столб стоит и ученый кот песни поетг сказки сказывает. Много ли, мало ли прошло времени — проезжают мимо острова купцы-торговцы, тому чуду дивуются; увидал белые паруса королевнин сын, обернулся мухою, полетел и сел на корабль.

Приплывают корабли в государство Ивана-королевича, привалили к берегу, стали на якорях, и пошли купцы во дворец с докладом, с гостинцами: вслед за ними и муха полетела. «Гой, купцы-торговцы, люди бывалые! — говорит Иван-королевич.

— Вы много морей изъездили, много разных земель видели, не слыхали ль где каких новостей?» Отвечают купцы: «На море-океане, на таком-то острове доселева рос дремучий лес да разбой стоял: нельзя было ни пешему пройти, ни конному проехать; а теперь там такой дворец, какого лучше во всем свете нет! Живет во дворце прекрасная королевна с сыном. Около дворца зеленый сад раскинулся, в том саду есть мельница — сама мелет, сама веет, на сто верст пыль мечет; а возле мельницы золотой столб стоит, на нем золотая клетка висит, и ходит по тому столбу ученый кот; вниз идет — песни поет, вверх поднимается — сказки сказывает». Иван-королевич стал собираться на остров, хочется ему на те дива посмотреть; а старшая сестра-лиходейка стала его удерживать-останавливать: «Это, — говорит, — что за чудо! Вот диво — так диво: за тридевять земель, в тридесятом царстве есть золотая сосна, на ней сидят птицы райские, поют песни царские!» Тут муха озлилася, укусила тетку за нос и в окно!

Прилетел королевнин сын домой мухоюг обернулся добрым молодцем, вынул кремень и огниво, ударил выекочили топорок и дубинка: «Что делать прикажете?» «Чтоб заутро стояла в саду золотая сосна, на ней сидели бы

птицы райские, распевали бы несни царские!» На другой день проснулась королевна с сыном — а сосна уж в саду растет. Опять проезжали мимо острова купцы-торговцы, тому диву дивовалися; приехали в царство Ивана-королевича, а королевиин сын комаром обернулся да с ними ж на корабле приплыл. «Гой, купцы-торговцы, люди бывалые!— говорит Иван-королевич.

— Вы много морей изъездили, много разных земель видели; не слыхали ль где каких новостей?» Отвечают ему купцы: «На море-океане, на таком-то острове живет во дворце прекрасная королевна с сыном, около дворца зеленый сад раскинулся, в том саду есть мельница — сама мелет, сама веет, на сто верст пыль мечет; возле золотой столб стоит с золотою клеткою, и ходит по тому столбу ученый кот; вниз идет — песни поет, вверх поднимается — сказки сказывает. Да растет в саду золотая сосна, на ней сидят птицы райские, поют песни царские!» Иван-королевич стал собираться на остров, хочется ему на те дива посмотреть, а старшая сестра-лиходейка его удерживает: «Это что за чудо! Вот диво — так диво: за тридевять земель, в тридесятом царстве есть три братца родные — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды!» Тут комар озлился, больней прежнего укусил тетку за нос, зажужжал — ив окно! Прилетел домой, обернулся добрым молодцем и рассказал про все матери. «Ах,— говорит королевна, — то мои сыновья, а твои братья!» — «Я пойду их отыскивать!»

Долго ли, коротко ли — пришел королевнин сын в тридесятое царство; смотрит — дом на поляне. «Дай зайду, отдохну!» Входит в горницу — там стол накрыт, на столе три просвиры лежат, трибутылки с вином стоят, а нет ни души.

Взял он, отломил и съел от каждой просвиры по кусочку, отпил из каждой бутылки по глоточку и спрятался за печку. Вдруг прилетают три голубя, ударились оземь и сделались добрыми молодцами — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды.

Совет

Подошли к столу, глядь — просвиры надъедены, вино надпито, и говорят промеж собой: «Если б вор забрался, он бы все унес, а этот только попробовал… Видно, добрый человек к нам в гости зашел!» Меньшой брат услыхал эти речи, вылез из-за печки и говорит: «Здравствуйте, родные братцы! Матушка велела вам кланяться да к себе звать». Что тут было радости! Что веселья! После того ударились они четверо оземь, поделались голубками и полетели к своей матушке.

В короткое время проходили мимо острова купеческие корабли. Купцы-торговцы смотрят на тот остров да дивуются… Вот приплыли они в государство Ивана-королевича, пошли к нему с докладом, с гостинцами.

Он спросил их: «Не слыхали ль где каких новостей?» Купцы рассказали ему про чудный остров: «А на том острове живет прекрасная королевна с четырьмя сыновьями; три сына красоты неописанной — по колена в серебре, по грудь в золоте, во лбу светел месяц, по бокам часты звезды! Ходят-гуляют по саду — весь сад освещают!» Иван-королевич не стал больше откладывать, сел на корабль и поплыл к острову; а там встречают его жена и четыре сына. Целова лись, обнимались, про былое расспрашивали.

Как узнал Иван-царевич всю подноготную, тотчас же отдал приказ расстрелять старшую сестру-лиходейку; вторую жену покинул, а стал жить с первою.

И жили они долго и счастливо.

(1

Источник: https://kazka.ru/chudesnye-synovya.html

Сказка в стихах про царя и его трёх сыновей — Озеро сказок

Рейтинг:  2 / 5

Жил царёк в одной деревне,

Спекулянтством промышлял.

Не успел он и заметить,

Как сынков трёх нарожал.

Жена, женщина справная,

Без изъяна, без стыда,

Вся красивая такая

Была гордости полна.

Ей из злата платья шили,

Бутиков простой наряд

Ей не нравился отныне,

Не прельщал её он взгляд.

Сыновья росли годами:

Старший неучем подрос:

Он не смог закончить школу,

А диплом купить пришлось.

Средний, весь интеллигентный,

Благонравною рукой

Был отправлен на ученье

В университет чудной.

Вырос хахаль разодетый,

Что не поза – чудо-жест,

По-французски что не скажет —

Так вокруг полно невест.

Младший был простой трудяга:

За стенами технаря

Научили его лихо

Всем причудам ремесла.

Не изнежен, слово держит,

Парень в армию пошёл,

На просторах диво-моря

Опыт странствий приобрёл.

Так и жили-поживали

Мать, отец и сыновья

До поры, пока на край их

Не пришла одна беда.

Прилетел к ним быстрый сокол,

Ночью тёмной, полной мглы,

Он повадился из дома

Воровать запасы их.

Всё тащил к себе в хоромы:

Драгоценности, шелка,

Для поимки птицы этой

Не хватило бы стрелка.

Батя за голову взялся:

«Что за птица, что за зверь?

На приманку не попался,

Не влетел в чужую дверь…

Что с ним делать – не понятно,

Нужна помощь сыновей.

Попрошу-ка я их внятно

Караулить у дверей».

Старший воплем изошёлся:

«За бесплатно не пойду!

Обещай мне ту корову,

Что пасётся на лугу!

Говорят, она не просто

Молоко людям даёт:

У неё из рога льётся

Целый денежный поток!»

«Хорошо! — отец ответил. –

Хоть задача нелегка,

Отниму корову ловко

У соседа-должника».

Старший, словом заручившись,

Взял оружие с собой,

На ночь сел возле порога

И уснул само-собой.

Ночь прошла, настало утро,

А у матери казна

Почему-то оказалась

До последнего пуста.

Плачет грозная старуха:

Не укрыт её ночлег,

Обещала она сыну

Без обеда целый век.

Папка к среднему с речами

Аккуратно подошёл,

Тот французскими духами

Был надушен как цветок.

Дорогущая рубашка

И кальсоны от кутюр,

Вот недавно только высох

Самодельный маникюр.

На мольбы отца ответил,

Задирая к верху нос:

«Я не знаю, кто так ловко

Золото твоё унёс!

Если сокол – ну поймайте,

Я при чём тут! Мне нельзя!

Я не зря пять лет учился,

Дела нет до соколья!»

Плачет папка, на коленях

Подле среднего стоит.

Тот лишь только нос воротит:

«Нет, не буду!» говорит.

Делать нечего, папаша

Тихо к младшему бредёт.

Тот вернулся с ночной смены,

Упал спать без задних ног.

Отработал, да зарплату

До копеечки отдал,

И забрался работяга

На семейный сеновал.

Папа сына тихо будит,

Тот спросонья говорит:

«Что случилося, батяня,

Не изба ль у нас горит?»

«Нет, сынок, — ответил папка, —

Не пылает дом родной,

Но повадился летать к нам

Вор безудержный ночной.

Что с ним делать, я не знаю,

Надо вора наказать,

Да отвадить навсегда бы,

А-то плачет горем мать».

«Хорошо, — ответил сына, —

Отосплюсь, да снова в ночь.

Караулить стану вора.

Я смогу тебе помочь».

Наступила ночь лютая,

В чёрный бархат одевая

Всё вокруг на сотни миль.

Младший сын стоит у края,

Лишь рубашку поправляя,

Смотрит, глаз его остёр,

Вот влетает тихо вор…

Он прицелился сначала,

Видит: птица не глупа,

Отлетела чуть подальше,

Что-то молвить начала:

«Не стреляй в меня напрасно,

Читайте также:  Воробей сказки. рассказы. стихи.

Я не зря краду добро.

То, что в закромах хранится –

Всем принадлежать должно.

Твой отец всю жизнь неправдой

Эти деньги добывал,

Он народ по всей округе

Беспощадно обижал.

Я посланница от Бога,

Прилетаю иногда,

Чтобы голосом народа

Вершить суд в ночи могла.

Ты помочь мне тоже сможешь,

Вижу — добрая душа,

Только так я брать не буду

Из дома больше ни гроша».

Младший братец долго думал,

Вот уж кажется рассвет,

Согласился он на дело,

Не сказал он птице «Нет».

Как запел петух в округе,

Стал он ношу собирать,

Распрощался братец с миром,

В стороне стояла мать.

Он ушёл, покинул дом свой

Вслед за соколом чудным,

Так и странствует по свету,

Помогая всем простым.

О нём ветер слово молвит:

«Есть на свете молодец,

Его глаз острее нету, его слов дороже нет.

Он силён, и дух в нём крепок,

Защищает Русь от зла,

Он летает словно сокол,

Вестник счастья и добра!»

Источник: https://www.ozeroskazok.com/vzroslye-skazki/skazki-dlia-vzroslykh/skazka-v-stikhakh-pro-tcaria-i-ego-trekh-synovei.html

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок внеклассного чтения. Ненецкие сказки

Тема: Обобщение по ненецким и русским народным сказкам.

Игра «Умники и умницы».

   Форма проведения: Урок внеклассного чтения.

  Цели:  расширить знания  о народных сказках; в игровой форме закрепить и обобщить знания по ненецким и русским  народным сказкам; развивать логическое мышление, память; воспитывать интерес к чтению; воспитывать трудолюбие, сострадание, уважение к старшим и любовь к родному краю.

 Этапы урока:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть. Формулирование темы урока.
  3. Работа по таблице «Сказочные приметы».
  4. Игра «Умники и умницы».
  5. Подведение итогов игры, награждение.
  6. Обобщение учителя.

  Подготовительная работа:

  1. Отборочный тур (предварительный).
  2. Чтение ненецких и русских народных сказок по рекомендательному списку.

  Оборудование: выставка книг, презентация, парты поставить буквой П – это места для теоретиков, в центре  класса выложить три дорожки – красную, жёлтую, зелёную; призы для игроков (шоколадные медальки, сборники сказок, закладки с картинками из сказок, магнитики, календарики), компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

(Гаснет свет. Идёт показ слайдов по теме «Люблю тебя, мой край родной»)

Учитель.- Ребята, мы с вами живём в Ненецком автономном округе. Наш округ находится на побережье Северного Ледовитого океана.  «Край земли» — так часто называют наши места (Приложение, слайд 2).

Через непроходимые болота, (Приложение, слайд 3) над реками и тундровыми озёрами пролегает воздушная дорога в Ненецкий автономный округ (Приложение, слайд 4).

 Наверняка, каждый из вас не раз путешествовал на самолётах и вертолётах; видел с высоты, как величественна и необъятна тундра. (Приложение, слайд 5)

В округе проживают представители 76 национальностей: ненцы, русские, коми, украинцы, белорусы, татары и многие другие. По численности  больше всего в округе ненцев и русских. (Приложение, слайд 6)

Территория Ненецкого автономного округа является исконной землёй проживания ненцев. Ненецкий народ ко всем соседям всегда относился дружелюбно и ровно. (Приложение, слайд 7)

  1.  Основная часть. Формулирование  темы урока.

Учитель. – Посмотрите на выставку книг. (Приложение, слайд 8)  Знакомы ли вам эти сказки?

(Это русские и ненецкие народные сказки.)

— Сегодня на уроке мы обобщим знания по ненецким и русским народным сказкам и проведём игру «Умники и умницы».

Учитель. – Сказки передаются из поколения в поколение и не умирают в народе.

Связи ненецкого народа с русским более чем тысячелетней давности, поэтому в сказках этих народов много общего.

Они учат быть трудолюбивыми, честными, гостеприимными, уважать родителей и помогать им. В сказках добро побеждает зло. Отрицательные герои всегда бывают наказаны, а трудолюбивые – награждены.

Ненецкие сказки так же как и русские делятся на волшебные, бытовые и о животных. (Приложение, слайд 9)  Но деление это условное, т.к.

Обратите внимание

сказки о животных могут быть отнесены к волшебным, а в бытовых присутствует элемент фантазии.

— Продолжим сравнение ненецких и русских народных сказок по таблице «Сказочные приметы» (Коллективная работа по таблице).

Таблица «Сказочные приметы»

Сказочные приметы

Русские народные сказки

Ненецкие народные сказки

1.Сказочные зачин и концовка (Приложение, слайд 10)

  Традиционным элементом сказки является зачин. Зачин кладёт чёткую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили – были…». У волшебных сказок более развёрнутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…».

  Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Обычная формула концовки – «Стали жить-поживать и добра наживать».

Вот как, например,  заканчивается сказка «Зимовье зверей»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живёт в своей хате. Живут, поживают и добра наживают». Как правило сказка  имеет благополучный конец.

Волшебные сказки, как правило, заканчиваются свадьбой.

  Нет традиционного зачина. Ненецкая сказка начинается без вступления и сразу вводит слушателя в ход действия. Например: «На берегу речки, поросшей ивняком, старуха с сыном жила».

  Конец сказки лаконичен, как и начало. Действие заканчивается без всяких прибауток. Например: «Тунгус и остяк хорошо зажили. Тут и конец».

  Как правило, сказка имеет благополучный конец, и обычно кончается свадьбой.

2.Троекратный повтор (Приложение, слайд 11)

  В сказках широко употребляются повторы. Они усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным. Так в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьётся на смерть со Змеями».

  Число три указывает на число членов семьи: 3 дочери, 3 сына.

  Значительное место в повествовании занимает троичность: она указывает количество действующих лиц («Три сына русского старика»), время действия («Старший Вэра три дня и ночь ехал…»), три испытания: три раза дурачок идёт на могилу отца, три раза старичок идёт за дровами.

   Ещё более традиционной, чем троичность, является семиричность. 

Число семь может обозначать:

-число членов семьи («У старухи было семь сыновей», «Семь чаек, сыновья её, людьми оказались»);

-продолжительность действия («Семь дней она люльку качала»);

-повторность действия («Мышка семь раз упёрлась, на седьмой раз у ней поджилки ослабли»);

-количество предметов («Убейте в жертву семь оленей, зажгите семь костров»);

-количество всех ненецких родов («Отовсюду, из семи земель собрались мы»).

3.Устойчивые выражения (Приложение, слайд 12)

Важно

  Наличие особых сказочных слов и выражений, типичных для русской сказки: «Долго ли, коротко ли», «По чистому полю, по густому лесу».

  Баба – Яга в первый раз встречает героя сказки всегда одними и теми же словами: «Фу – фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух в виду является, в уста мечется!»

Сильным художественным средством являются заклинания. Заклинание – магическое слово героя, помогающее свершению подвига. Форма заклинания в ненецких сказках примерно одинакова: «Если день-два проживу, пусть русский старик три года спит», говорит младший остяк, уходя от хозяина дома на поиски пропавших жителей города  «Как младший остяк спас жителей города»).

  В сказке «Тундровой Земли старик» невестка, спасаясь от преследователей в густых ветвях дерева, произносит про себя «Если двух Хэно (племянников) я выращу, пусть я не закашляюсь».

4.Литературные приёмы (Приложение, слайд 13)

  Приём олицетворения, как бы оживление персонажа. В сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит, печка разговаривает.

В сказках широко используются повторы, диалог.

Распространены в сказках звукоподражания: «Куты, куты, куты, несёт меня лиса за тёмные леса!»

Активно используются в сказках эпитеты (определения), гиперболы (преувеличения), сравнения. Например, эпитеты: конь-добрый, леса-дремучие, постель-пуховая, ворон-чёрный.

  Приём олицетворения. Неживые предметы оживают, разговаривают, дают советы.

  Приём сравнения. У невесты, например, глаза, «как огонь звёзд».

  Характерной для сказки является форма диалога.

  В сказке мы находим различные формы выразительной речи: восклицания, вводные слова, уменьшительные, увеличительные и другие суффиксы.

Совет

  В сказке часто слышатся повторы: «День идёт, два идёт», «Сколько-то шёл, долго ли шёл», — они подчёркивают продолжительность действия.

5.Характерные черты народных сказок. (Приложение, слайд 14)

  В сказках изображена вполне определённая эпоха в жизни русского  народа – древняя Русь, когда жили цари, попы, и баре и кормившие их и охранявшие страну от набегов врага трудолюбивые, храбрые и неунывающие мужички.

  Ненецкие слова, имена, предметы ненецкого быта (пимы, тынзей, чум, тундра, паница, собаки, олени и многие другие)

  1. Обобщение. (Приложение, слайд 15)

Учитель.- Что общего в ненецких и русских народных сказках?

(Они учат трудолюбию, уважению к старшим, отзывчивости к людям, доброте. Разнообразные приёмы образной речи. Использование чисел).

— Что характерно для ненецких сказок?

(Нет зачина и концовки. В них изображены жизнь и обычаи ненецкого народа, занятия его и окружающая среда. Ненецкие имена. Неживые предметы оживают, разговаривают, дают советы.)

  1. Закрепление. Игра «Умники и умницы»

Учитель. – Мы начинаем игру «Умники и умницы». (Приложение, слайд 16)  Сегодня нам предстоит определить самого внимательного читателя, знатока ненецких и русских народных сказок.

 Вопросы отборочного тура  (предварительный, проводится на предыдущем уроке внеклассного чтения).

Задание.  По опорным  словам  и картинкам отгадайте названия сказок.

  1. Бабушка, внучка, курочка, мышка, вёдра, вода.

(У страха глаза велики.) (Приложение, слайд 17)

  1. Невод, водяной, чертёнок, озеро, медведь.

( Рыбак и сын водяного.) (Приложение, слайд 18)

  1. Пир, тарелка, кувшин, каша, окрошка.

(Лиса и журавль.) (Приложение, слайд 19)

  1. Баба – Яга, ларцы, баня, ящик, пожар.

(Белые ларцы, красные ларцы.) (Приложение, слайд 20)

  1. Зёрнышко, коровушка, маслице, хозяйка, коса, петушок.

(Петушок и бобовое зёрнышко.) (Приложение, слайд 21)

  1. Костёр, искра, паница, две подруги, чум, берестяной туесок.

(Тату Хабценгота.) (Приложение, слайд 22)

  1. Солдат, варево, чулан, котёл, топор.

(Каша из топора.) (Приложение, слайд 23)

  1. Чум, пимы, собаки, одеяло, тынзей.

(Одеяло без швов.) (Приложение, слайд 24)

  1. Бубенчик, дровосек, купец, крестьянин, Мороз.

(Два Мороза.) (Приложение, слайд 25)

  1.  Рубанок, долото, топор, девушка.

(Смелая девушка.) (Приложение, слайд 26)

(По результатам отборочного тура, учитель  определяет три тройки игроков. По  количеству  набранных баллов даётся право выбора дорожки.)

 Условия игры (объясняет учитель). (Приложение, слайд 27)

   — Вся игра будет состоять из трёх частей – трёх агонов, поэтому участников  игры мы будем называть агонистами. Агон в  переводе  с греческого означает «соревнование».

     Посмотрите, самая длинная дорожка – зелёного цвета, в ней четыре квадрата. Тот, кто будет идти по этой дорожке, получит целых четыре вопроса, но зато он  имеет право ошибиться два раза.

    Жёлтая дорожка, состоит из трёх квадратов. Игрок получает три вопроса, и он может ошибиться только один раз.

     А красная дорожка ближе всех к цели. Игрок, который будет идти по двум красным квадратам, получит всего два вопроса, но зато он совсем не имеет права ошибаться.

     Тур заканчивается, как только кто- либо из игроков завершит свою дорожку.

     Вопросы, на которые не ответят агонисты в конце игры будут заданы зрителям, которых мы будем называть теоретиками. В переводе с греческого «теория» означает «наблюдение»

      Победителями станут финалисты агонов и победитель среди зрителей – теоретиков.

Вопросы для 1 агона. (Приложение, слайд 28)

Красная дорожка.

  1. Эта старушка живёт в лесной избушке одна – одинёшенька. Она помогает добрым молодцам, но может и обидеть. Иногда её дразнят «костяная нога». Кто она? (Баба – Яга) (Приложение, слайд 29)
  2. Кто такие Тату Хабценгота? (Род, люди, которые умирают от искры, вылетевшей из костра) (Приложение, слайд 30)

 Жёлтая дорожка.

  1. Он обитает в лесу и даже считается лесным начальником. Говорят, что зимой он спит, а весной просыпается. А встретится ему в тёмном лесу прохожий, он его пугать начинает: ух, ух, ух!  (Леший) (Приложение, слайд 31)
  2. В какой сказке Мышка и птичка не поделили зерно?  («Храбрый медведь») (Приложение, слайд 32)
  3. Какая ненецкая сказка про двух животных очень похожа на русскую сказку?  («Лиса и волк») (Приложение, слайд 33)

Зелёная дорожка.

  1. Он хозяин рек, озёр и прудов. У него зелёные волосы, а на руках между пальцами перепонки, как у лягушки. Кто он?  (Водяной) (Приложение, слайд 34)
  2. В какой сказке храбрая мышка победила росомаху, тучу и даже Уральский хребет?  («Храбрая  мышка») (Приложение, слайд 35)
  3. Как называется «самолёт» Бабы – Яги?  (Ступа) (Приложение, слайд 36)
  4. В какой сказке один из героев – топор?  («Смелая девушка») (Приложение, слайд 37)

Вопросы для 2 агона. (Приложение, слайд 38)

Красная дорожка.

1. Какая ненецкая сказка начинается словами: «Жили в тундре Ворона, Куропатка и   Мышка?»  («Кто лепёшки съел?» (Приложение, слайд 39)

        2. Лесной кот. Его многие  боятся, потому что стоит ему только подать голос, любой человек уснёт волшебным сном.  (Кот – Баюн) (Приложение, слайд 40)

            Жёлтая дорожка.

  1. В  какой  ненецкой сказке  одеяло было без швов?  («Одеяло без швов») (Приложение, слайд 41)
  2. Как звали волшебную рыбу, которая могла выполнить любое желание?

(Щука) (Приложение, слайд 42)

  1. Из какой сказки эти слова: «Подняла  лиса  хвост и  стала им размахивать, как  будто дерево рубит»?  («Лисица, птичка и ворон») (Приложение, слайд 43)

             Зелёная дорожка.

  1. В какой сказке старик рубил дерево 30 лет?  («Как сватали дочь царя    Солнца») (Приложение, слайд 44)
  2. Как надо было попросить щуку выполнить желание?  (По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть исполнится…) (Приложение, слайд 45)
  3. Закончите отрывок: «Младшая дочь старика  вышла на улицу, махнула серебряным тынзеем и около чума появилось  … (целое стадо оленей) (Приложение, слайд 46)

          4.  Кому принадлежат эти слова  из сказки: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет хорошо»? (Приложение, слайд 47)

              Вопросы для 3 агона. (Приложение, слайд 48)

Красная дорожка.

  1. Почему кукушка не растит своих детей. Как это объясняет ненецкая сказка?  (Дети не помогали матери, и она улетела) (Приложение, слайд 49)
  2. Какая русская народная сказка заканчивается словами: «А ведьму привязали к лошадиному хвосту и размыкали по полю. Где оторвалась нога – там стала кочерга; где рука – там грабли; где голова – там куст да колода. Прилетели птицы – мясо поклевали, поднялися  ветры – кости разметали, и не осталось от неё ни следа, ни памяти».  («Белая уточка») (Приложение, слайд 50)

Жёлтая дорожка.

  1. Как их зовут: «Эти девушки живут в воде. Они очень красивые, только вместо ног у них рыбьи хвосты».  (Русалки) (Приложение, слайд 51)
  2. В какой сказке  один из героев – шаман Ворон?  («Плач чайки») (Приложение, слайд 52)
  3. В какой сказке человек побеждает сына водяного, потому что умнее?  («Рыбак и сын водяного») (Приложение, слайд 53)

Зелёная дорожка.

  1. Назовите героя сказки: «Обычно его изображают всего состоящего из костей. Он не может умереть пока не отыщется спрятанная в яйце его смерть».  (Кощей Бессмертный) (Приложение, слайд 54)
  2. Кто были старухины дети в ненецкой сказке «Белые ларцы, красные ларцы».  (Черви, мухи, жучки) (Приложение, слайд 55)
  3. Кому принадлежат эти слова из сказки: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная»?  (Морозко) (Приложение, слайд 56)
  4. В какой сказке рассказывается о стрекозе, у которой было семеро детей?  («Старая стрекоза») (Приложение, слайд 57)

5.Подведение итогов игры. Вручение призов. (Приложение, слайд 58)

Финалистам агонов – золотые (шоколадные) медальки и сборники сказок.

Победителю среди теоретиков – серебряная (шоколадная) медалька и книжка – раскраска со сказочным сюжетом.

Участникам агонов – поощрительные призы (закладки с картинками из сказок, календарики).

6. Обобщение учителя.

— Сегодня на уроке мы вспоминали сказки двух народов, проживающих  в  Ненецком автономном округе.

    Эти сказки знакомят нас с жизнью, национальными традициями, с природой, с трудом. Но, несмотря на сходство, всегда отличаются своеобразием речи, быта.

Обратите внимание

      Самое главное, что сказки любых народов воспитывают любовь к трудолюбию, осуждают лень, злость, жадность.

Мы продолжим знакомство с народными сказками и  других народов, проживающих на территории Ненецкого округа.

        Украинскую сказку «Колосок», белорусскую сказку «Лёгкий хлеб», татарскую сказку «Три дочери» мы будем читать на уроках литературного чтения в разделе «Сказки разных народов».

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/02/09/urok-vneklassnogo-chteniya-nenetskie-skazki

Ссылка на основную публикацию